Типы конфликтов и способов поведения в них.

Страница 2

4)социально-психологические – могут проявиться как между личностями, так и между социальными группами. В их основе лежат нарушения в области взаимоотношений. Причинами возникновения могут быть психологическая несовместимость, немотивированное неприятие человека человеком, борьба за лидерство, престиж, влияние и т. д.;

5)социально-бытовые – связаны с разными представлениями групп и отдельных лиц о жизни, быте и т. д. Главный из них –дисгармония семейных отношений. Причины конфликта: бытовые неурядицы, морально-бытовая распущенность, а также серьезные идейные расхождения.

Если за основание конфликта берется психическое состояние сторон и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делятся на рациональные и эмоциональные.

В зависимости от целей и последствий конфликты подразделяются на: позитивные, негативные, конструктивные, деструктивные; по характеру потребностей, которые оказались блокированными и вызвали конфликт, конфликты бывают материальные, статусно-ролевые и духовные; по направленности – горизонтальные (между коллегами и т. д.), вертикальные (между начальством и подчиненными) и смешанные (наиболее часто встречаются вертикальные и смешанные конфликты); по временным параметрам –кратковременные и длительные.

Если за критерий принять длительность и степень напряжения, то конфликты можно разделить на следующие типы:

1)бурные и быстротекущие – отличаются большой эмоциональностью, крайними проявлениями негативного отношения конфликтных сторон, могут заканчиваться тяжелыми исходами и иметь трагические последствия. В основе их лежит психологическое состояние конфликтующих людей;

2)острые и длительные – возникают преимущественно в тех случаях, когда противоречия достаточно глубокие, устойчивые, непримиримые или труднопримиримые. Конфликтующие стороны контролируют свои реакции и поступки. Прогноз решения – преимущественно неопределенный;

3)слабовыраженные и вялотекущие – характерны для противоречий, носящих неострый характер, либо для столкновений, где активна лишь одна конфликтная сторона, вторая не стремится четко обнаружить свою позицию или избегает конфронтации;

4)слабовыраженные и быстротекущие – о благоприятном прогнозе можно говорить лишь в том случае, если такой конфликт имеет место в определенном эпизоде. Если за ним следует новая цепь подобных конфликтов, то прогноз может быть не только сложным, но и неблагоприятным.

Если за критерий принять уровень организации общественной жизни, то конфликты могут быть: 1) глобальные; 2) региональные; 3) межгосударственные; 4) межнациональные; 5) межклассовые или между разными слоями общества; 6) межгрупповые; 7) межпартийные; 8) межличностные политические.

Если за критерий взять количество участвующих сторон, т. е. круг участников, то конфликты бывают двух-, трех-, и многосторонними.

Если за критерий принять степень силового давления, то конфликты делятся на невооруженные (таможенные войны) и вооруженные, представляющие собой разномасштабное фактическое ведение военных действий.

Если за критерий принять степень противоречий, то конфликты бывают агрессивные и компромиссные. Также могут быть конфликты по основным и по неосновным вопросам.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Три уровня социально-психологической адаптации дошкольника к школе
Начало обучения 6-летних и подготовка к нему связаны с необходимостью учета ряда важных психологических закономерностей развития детей этого возраста. К ним можно отнести назревшие противоречия между возросшими интеллектуальными возможно ...

Концепция памяти по видам информации
В последние годы стали приобретать большое значение факты о том, что хранение различных видов информации у человека и животных осуществляется разными мозговыми структурами. Результаты клинических наблюдений показали, что у человека сущест ...

Общие проблемы малой группы в социальной психологии
Интерес к исследованию малых групп в социальной психологии возник с началом обсуждения проблемы взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопроса о взаимоотношении личности и среды ее формирования. С первых дней своей жизни чело ...