Типы конфликтов и способов поведения в них.

Страница 3

Однако нельзя все конфликты свести в единую универсальную схему. Есть конфликты типа схваток, где разрешение может быть только в случае победы одной из сторон, и типа дебатов, где возможен компромисс.

С учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий ситуации конфликты можно разделить на следующие группы:

1)ложный – субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин для этого нет. Конфликт не имеет объективных оснований, возникает в результате ложных представлений;

2)потенциальный – существуют реальные основания для возникновения конфликтов, но пока одна из сторон или обе в силу тех или иных причин еще не осознали ситуацию как конфликтную. Конфликт может состояться в силу объективных причин, но до определенного времени не актуализируется;

3) истинный – реальное столкновение между сторонами. Это столкновение интересов существует объективно, осознается участниками не зависит от легко изменяемого фактора. Истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:

- конструктивный – возникающий на основе реально существующих между субъектами противоречий;

- случайный, или условный – возникающий по недоразумению или случайному стечению обстоятельств, что не осознается его участниками. Он прекращается в случае осознания реально имеющихся альтернатив;

- смещенный – возникающий на основании, когда истинная причина скрыта;

- неверно приписанный конфликт – конфликт, в котором истинный виновник находится «за кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношения.

Другие подходы к классификации конфликтов:

1)внешний – конфронтация между субъектами;

2)внутренний – конфронтация мотивов, намерений, целей субъекта;

3)конфликт выбора – затруднение выбора одной из двух равных целей;

4)конфликт выбора наименьшего зла – затруднение выбора между вариантами, каждый из которых в равной степени нежелателен;

5)групповой – между группами людей;

6)коммуникативный – результат речевого противостояния, являющийся следствием барьеров понимания установки первого впечатления;

7)мотивационный – между потребностями и намерениями;

8)открытый – борьба с целью нанесения ущерба противнику;

9)скрытый – неявное противостояние, напряженные взаимоотношения;

10)конфликт потребностей – разновидность мотивационного, связанного с тем, что человек хочет достичь противоречивых целей;

11)конфликт потребности и социальной нормы – между побудительными личными мотивами и запретительными общими императивами;

12)статусный – конфронтация, определяемая статусом и ролью участников;

13)целевой – конфронтация по поводу достижения определенной цели.

Поведение в конфликте.

Основными видами действий одной из конфликтующих сторон, которые другая оценивает как конфликтные, враждебные, направленные против нее, являются:

1. создание прямых или косвенных помех для осуществления планов и намерений другой стороны;

2. невыполнение другой стороной своих обязанностей и обязательств;

3. захват или удержание того, что, по мнению данной стороны, не должно находиться во владении другой стороны;

4. нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или репутации;

5. унижающие человеческое достоинство действия;

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Понятие аномального развития как различных форм дизонтогенеза
Термин «дизонтогения» был введен представителями клинической медицины для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли зрелости. ...

Подходы к определению социальной группы
Психологическое открытие социальной группы как особой реальности человеческих отношений произошло во второй половине XIX в. и послужило решающим стимулом развития новой «парадной» ветви психологического и социологического знания — социаль ...

Сущность психологического тренинга
В отечественной психологии сложилась традиция обозначать понятием «социально-психологический тренинг» те виды тренинга, объектов воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении. ...