Однако нельзя все конфликты свести в единую универсальную схему. Есть конфликты типа схваток, где разрешение может быть только в случае победы одной из сторон, и типа дебатов, где возможен компромисс.
С учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий ситуации конфликты можно разделить на следующие группы:
1)ложный – субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин для этого нет. Конфликт не имеет объективных оснований, возникает в результате ложных представлений;
2)потенциальный – существуют реальные основания для возникновения конфликтов, но пока одна из сторон или обе в силу тех или иных причин еще не осознали ситуацию как конфликтную. Конфликт может состояться в силу объективных причин, но до определенного времени не актуализируется;
3) истинный – реальное столкновение между сторонами. Это столкновение интересов существует объективно, осознается участниками не зависит от легко изменяемого фактора. Истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:
- конструктивный – возникающий на основе реально существующих между субъектами противоречий;
- случайный, или условный – возникающий по недоразумению или случайному стечению обстоятельств, что не осознается его участниками. Он прекращается в случае осознания реально имеющихся альтернатив;
- смещенный – возникающий на основании, когда истинная причина скрыта;
- неверно приписанный конфликт – конфликт, в котором истинный виновник находится «за кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношения.
Другие подходы к классификации конфликтов:
1)внешний – конфронтация между субъектами;
2)внутренний – конфронтация мотивов, намерений, целей субъекта;
3)конфликт выбора – затруднение выбора одной из двух равных целей;
4)конфликт выбора наименьшего зла – затруднение выбора между вариантами, каждый из которых в равной степени нежелателен;
5)групповой – между группами людей;
6)коммуникативный – результат речевого противостояния, являющийся следствием барьеров понимания установки первого впечатления;
7)мотивационный – между потребностями и намерениями;
8)открытый – борьба с целью нанесения ущерба противнику;
9)скрытый – неявное противостояние, напряженные взаимоотношения;
10)конфликт потребностей – разновидность мотивационного, связанного с тем, что человек хочет достичь противоречивых целей;
11)конфликт потребности и социальной нормы – между побудительными личными мотивами и запретительными общими императивами;
12)статусный – конфронтация, определяемая статусом и ролью участников;
13)целевой – конфронтация по поводу достижения определенной цели.
Поведение в конфликте.
Основными видами действий одной из конфликтующих сторон, которые другая оценивает как конфликтные, враждебные, направленные против нее, являются:
1. создание прямых или косвенных помех для осуществления планов и намерений другой стороны;
2. невыполнение другой стороной своих обязанностей и обязательств;
3. захват или удержание того, что, по мнению данной стороны, не должно находиться во владении другой стороны;
4. нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или репутации;
5. унижающие человеческое достоинство действия;
Рекомендуем посетить:
Концепция Э. Эриксона
Эриксон относится к числу тех последователей Фрейда, кто сумел критически переосмыслить некоторые положения его концепции. В своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределеннос ...
Общение как взаимодействие
Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Если коммуникативный процесс р ...
Основные направления в изучении гендерных стереотипов
Основные направления в изучении гендерных стереотипов.
Изучению гендерных стереотипов было посвящено множество зарубежных исследований. Поначалу они были направлены на то, чтобы изучить само явление стереотипизации, формы проявления стер ...