Программа исследования

Страница 3

В интеграционной модели Аткинсона выделены две мотивационные тенденции — стремление к успеху, или надежда на успех, и избегание неудачи. Мотивационные тенденции являются сложными по составу: в них входят постоянные личностные диспозиции, или мотивы, ситуативные, непосредственные детерминанты поведения — вероятность и субъективная побудительность будущего успеха и неуспеха соответственно. С точки зрения Аткинсона, ситуация достижения актуализирует обе мотивационные тенденции, однако их соотношение в каждом конкретном индивиде различно. Модель Аткинсона получила развитие в рамках ряда когнитивных и динамических теорий.

При изучении когнитивных переменных были сделаны уточнения относительно основных мотивационных установок в структуре мотивации достижения. К мотивационным тенденциям надежда на успех и избегания неудачи была присоединена еще одна мотивационная установка. Х.Д. Шмальт установил, что компонент ИН (избегание неудачи) является комплексным и включает тенденцию активного избегания неуспеха в связи с ощущением собственной неспособности.

Введен параметр личностного стандарта как такой степени трудности задачи, которая определяет самооценку после успеха или неудачи. Стандарт самооценки при этом формируется в личностном опыте решения подобных задач. В результате максимальной побудительной силой будут обладать задачи не среднего уровня сложности, а задачи, для которых есть поправка на величину стандарта самооценки.

Несмотря на то, что достиженческая мотивация рассматривалась в качестве универсальной категории, были сделаны попытки соотнести ее с другими мотивами.

Х. Хекхаузен причисляет мотивацию достижения к интринсивной (в отечественной психологии — внутренней) мотивации.

Ю.М. Орлов внутреннюю мотивацию учебной деятельности разделяет на познавательную и достиженческую. И мотивация достижения, и познавательная мотивация возбуждаются и удовлетворяются учебной ситуацией как таковой, безотносительно к межличностному взаимодействию.

Учебные, познавательные потребности целесообразно соотносить с процессуальными характеристиками деятельности, потребность достижения с результативными. При этом отделяется потребность в достижении в качестве внутреннего мотива от потребности в признании. С его точки зрения, они перекрещиваются, но не идентичны. Ю.М. Орлов видит различие в том, что при удовлетворении потребности в достижениях возникает чувство превосходства, которое связано с превосходством над безличной ситуацией, а не над другим человеком. Потребность в достижении представляет собой, по мнению Орлова, стремление утвердить себя не по отношению к другим, а в деловых достижениях. Оценка же деловых качеств всегда осуществляется через шкалу человеческих ценностей и, значит, уже по отношению к другим.

Включенность мотива признания в мотивацию достижения становится очевидной при обращении к методической стороне исследований. Известные схемы контент-анализа проективного материала позволяют проявить эти взаимоотношения. Если обратиться к одному из первых вариантов ТАТ и контент-анализу Мак-Клелланда, специально сконструированному для этих целей, то такую единицу, как «стремление получить хорошую оценку», сложно отличить от мотива признания. Желание получить хорошую оценку на экзамене может иметь, по крайней мере, два смысловых образования: получить хорошую оценку как свидетельство высокого достижения и как факт признания.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем посетить:

Психологические особенности подросткового возраста
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, каждый возраст имеет свои особенности и сложности. Не является исключением и подростковый возраст. Подростковый возраст — определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. Полного сог ...

Особенности развития личности в позднем возрасте
В научной литературе широко распространено мнение о заострении или огрубении в старости присущих человеку личностных черт. Так, А.У. Тибилова считает, что характерологические изменения, свойственные нормальному старению, можно рассматрива ...

Особенности социализации детей с синдромом Дауна
Рост популярности программ ранней педагогической помощи обусловлен результатами их внедрения. Сравнительные исследования показали, что дети, с которыми занимались по таким программам, к моменту поступления в детский сад и в школу умели уж ...