Потребность - субъективное явление, побуждающее к деятельности и представляющее собой отражение нужды организма в чем – либо. Потребности разделяются на два класса: биологические и информационные.
Биологические потребности являются быстро и легко насыщаемыми. Регулирующая функция потребностей ограничена, так как данные потребности определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течении которых и происходит их удовлетворение.
Биологические потребности имеют индивидуалистический, эгоцентрический характер, ставя особь в конкретные, враждебные отношения с другими особями.
Информационные потребности – познавательные и социальные. Являются менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Вследствие чего их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной. Информационные потребности, как правило, не ведут к возникновению конкурентных отношений между людьми. Удовлетворение информационной потребности за счет, какого – либо объекта никак не сказывается на самом объекте. Индивиды делятся информацией с другими индивидами.
К.К.Платонов считает, что фило - и онтогенетические потребности возникают вместе с эмоциями. У грудного ребенка есть потребность только в еде, кислороде, тепле и покое. По мере созревания организма у человека появляются новые непосредственно биологические потребности. Так, потребность в покое дополняется периодически появляющейся потребностью в движении, затем потребностью в игре, в познании, в труде. В процессе созревания эндокринных желез появляется новая половая потребность. Старение организма приводит к ослаблению не только половой, но и потребности в движениях, познании.
Анализируя, путь развития человеческих потребностей А.Н. Леонтьев считает, что человек сначала действует для удовлетворения своих витальных - биологических потребностей, а затем удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. Развитие потребностей связано с развитием их предметного содержания, конкретных мотивов деятельности человека.
Направленность – это система доминирующих, социально – обусловленных отношений личности и основными проявлениями к действительности. К ним относятся – интересы, идеалы, мировоззрение, убеждения. Именно направленность и характер являются основными содержательными характеристиками личности, выражающими ее социальную сущность.
Направленность человека имеет многоуровневую организацию, в основании которой лежат потребности.
Потребность понимается как необходимость, нужда. Для того, чтобы необходимость отражала потребность, она должна стать для индивида актуальной в данный момент, чтобы человек захотел, то что ему необходимо. Потребность имеет субъективную сторону, и как нужда организма отражает его объективное состояние и связана с осознанием нужды.
Потребность выступает как источник активности человека. По источнику формирования все потребности делятся на первичные – биологические, и вторичные – социальные, духовные.
Первичные потребности обеспечивают индивидуальное и видовое существование человека, к ним относятся: потребность в пище, воде, температурном комфорте, сне, сексе. Они общие у животных и у людей. Первичные потребности пеобразуются под влиянием жизни в обществе, и проявляются и развиваются иначе , чем у животных.
Рекомендуем посетить:
Психологический аспект
Стресс – является давлением или напряжением испытываемым человеком. Дистресс – это чрезмерный стресс с обязательным ухудшением адаптации организма к среде и с обязательным же сопровождением отрицательными эмоциями. Ганс Селье говорит о то ...
Развитие слухового восприятия и обучение произношению дошкольников с
нарушением слуха
Целью работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению является формирование у глухих дошкольников навыков восприятия (на слухо-зрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи. В процессе работы формируется и ра ...
Пути преодоления агрессивного поведения и его профилактика
Тактика психотерапевтических воздействий строится в зависимости от природы агрессивного поведения ребёнка. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание, в другом - включить агрессивное действи ...