Вторичные потребности – социальные и духовные, возникают и развиваются в ходе развития человеческого общества. Они включают потребности в принадлежности к группе, в признании, уважении и любви, самоутверждении. Духовные потребности включают в себя познание мира, самоуважение, самореализацию и эстетические потребности.
Потребности определяют мотивы деятельности. Мотив – это побуждение к действию, к стремлению удовлетворения потребностей, готовность психики, направляющей к определнной цели. Мотив может иметь такие психические проявления, как желания, намеренья, стремления. Основными хврвктеристиками мотива является его сила и устойчивость.
Сила мотива оценивается по степени и глубине осознания потребности и от интенсивности самого мотива. Сила мотива зависит от физиологического фактора такого, как сила мотивационного возбуждения, и от психологического фактора, как знание результатов деятельности и вероятность ее успеха, значимость действительности для личности. Для оценки силы мотива Аткинсон предложил формулу: М = ПхВхЗ ,
Где М – сила мотива , П – мотив достижений успеха, В - субъективно оцениваемая вероятность достижения поставленной цели , З – значимость достижения цели для личности.
Устойчивость мотива определяется его сохранением во времени, его проявлением во всех основных видах деятельности человека.
Сила и устойчивость мотивации влияют на направление деятельности и на успех. Усиление мотивации до определенного уровня увеличивает продуктивность и успешность деятельности, при дальнейшем увеличении мотивации показатели деятельности начинают снижаться.
Основными функциями мотивов являются: побуждающая, направляющая, регулирующая функции.
Направляющая функция отражает направленность энергии мотива на определенный объект, что обуславливает выбор поведенческих статегий.
Регулирующая функция состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения, которое зависит от того, какие мотивы оказываются наиболее значимыми в каждый конкретный момент времени.
Мотивационные свойства личности понимаются закрепившимися и предпочитаемыми способами формирования мотива. Классификация предложенная Мюрреем, предполагает более 20 мотивов и соответствующих мотивационных свойств личности.
С мотивационной сферой личности тесно связан уровень притязаний, - это уровень трудности тех задач, на осуществление которых претендует индивид, побуждаемый данным мотивом.
Уровень притязаний:
Степень трудности задач, которые ставит человек перед собой, считая, что он с ними справится.
1. Степень расхождения между задуманным и осуществленным.
2. Уровень притязаний характеризуется тауой степенью трудности задачи. Выполнение которой приносит человеку удовлетворение.
Все стороны уровня притязаний связаны между собой. Но, какую степень трудности задач выбирает человек, зависит, от доминирующей мотивации: достичь успеха или избежать неудачи. Степень сложности задачи зависит от силы мотива, и если мотив слабый, то существует два способа решения задачи : человек выбирает легкие задачи, не рискуя, либо чрезмерно рискует, выбирая задачи высокой сложности. Если же мотив сильный, то обычно выбираются задачи средней сложности.
От свойств личности зависит и уровень притязаний. Высокотревожные и интроверты, прежде всего стараются избежать неудачи, в отличии от них низкотревожные и экстраверты стремятся к успеху.
Рекомендуем посетить:
Специфика патологии познавательной деятельности при шизофрении
Шизофрения - хронически текущее психическое заболевание, характеризующиеся сочетанием специфических изменений личности (аутизм, эмоциональное уплощение, снижение активности - редукция энергетического потенциала, утрата единства психически ...
Социализация и социальная справедливость.
Социализация личности – процесс многогранный. Одним из основных его направлений является выработка в процессе освоения социального опыта и культуры ценностно-нормативной ориентации личности. При которой предписания общественных норм воспр ...
Основные теоретические представления о феномене
Задатки родителя (будущего) есть абсолютно у каждого человека, у кого-то больше, а у кого-то меньше. Тем не менее, для того, что бы родительство было правильным и эффективным, необходимы не только интуитивные знания и представления об это ...