Определение потребностей.

Страница 2

Вторичные потребности – социальные и духовные, возникают и развиваются в ходе развития человеческого общества. Они включают потребности в принадлежности к группе, в признании, уважении и любви, самоутверждении. Духовные потребности включают в себя познание мира, самоуважение, самореализацию и эстетические потребности.

Потребности определяют мотивы деятельности. Мотив – это побуждение к действию, к стремлению удовлетворения потребностей, готовность психики, направляющей к определнной цели. Мотив может иметь такие психические проявления, как желания, намеренья, стремления. Основными хврвктеристиками мотива является его сила и устойчивость.

Сила мотива оценивается по степени и глубине осознания потребности и от интенсивности самого мотива. Сила мотива зависит от физиологического фактора такого, как сила мотивационного возбуждения, и от психологического фактора, как знание результатов деятельности и вероятность ее успеха, значимость действительности для личности. Для оценки силы мотива Аткинсон предложил формулу: М = ПхВхЗ ,

Где М – сила мотива , П – мотив достижений успеха, В - субъективно оцениваемая вероятность достижения поставленной цели , З – значимость достижения цели для личности.

Устойчивость мотива определяется его сохранением во времени, его проявлением во всех основных видах деятельности человека.

Сила и устойчивость мотивации влияют на направление деятельности и на успех. Усиление мотивации до определенного уровня увеличивает продуктивность и успешность деятельности, при дальнейшем увеличении мотивации показатели деятельности начинают снижаться.

Основными функциями мотивов являются: побуждающая, направляющая, регулирующая функции.

Направляющая функция отражает направленность энергии мотива на определенный объект, что обуславливает выбор поведенческих статегий.

Регулирующая функция состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения, которое зависит от того, какие мотивы оказываются наиболее значимыми в каждый конкретный момент времени.

Мотивационные свойства личности понимаются закрепившимися и предпочитаемыми способами формирования мотива. Классификация предложенная Мюрреем, предполагает более 20 мотивов и соответствующих мотивационных свойств личности.

С мотивационной сферой личности тесно связан уровень притязаний, - это уровень трудности тех задач, на осуществление которых претендует индивид, побуждаемый данным мотивом.

Уровень притязаний:

Степень трудности задач, которые ставит человек перед собой, считая, что он с ними справится.

1. Степень расхождения между задуманным и осуществленным.

2. Уровень притязаний характеризуется тауой степенью трудности задачи. Выполнение которой приносит человеку удовлетворение.

Все стороны уровня притязаний связаны между собой. Но, какую степень трудности задач выбирает человек, зависит, от доминирующей мотивации: достичь успеха или избежать неудачи. Степень сложности задачи зависит от силы мотива, и если мотив слабый, то существует два способа решения задачи : человек выбирает легкие задачи, не рискуя, либо чрезмерно рискует, выбирая задачи высокой сложности. Если же мотив сильный, то обычно выбираются задачи средней сложности.

От свойств личности зависит и уровень притязаний. Высокотревожные и интроверты, прежде всего стараются избежать неудачи, в отличии от них низкотревожные и экстраверты стремятся к успеху.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Содержание понятия самореализации личности
Рассмотрим взгляд ученых на сущность процесса самореализации личности. Ф.Бэкон, Л.Фейербах дают объяснение смысла самореализации человека неотделимого от тех целей, которые он перед собой неизбежно ставит. В целях адекватно или специфичес ...

Конфликт как тип трудной ситуации
Конфликтная ситуация - это наличие противоречивых позиций различных сторон по какому-либо поводу и является условием возникновения различных конфликтов. Можно выделить два основных вида конфликтных ситуаций: простая (повседневная), котора ...

Заключение.
Теоретической задачей нашего исследования стало изучение литературы по теме самоутверждения, а так же изучение социально-психологического портрета личности, совершившей противоправное деяние. По вопросу самоутверждения как предмета научн ...