Адаптация супругов в семье

Страница 1

Адаптация в широком смысле слова понимается как приспособление к окружающим условиям. При этом особо выделяют социальную адаптацию как «интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других».

В процессе адаптации выделяется два уровня:

Биологический – способность приспособления организма к устойчивым и изменяющимся условиям физической среды.

Психологический - приспособление человека как личности к существованию в обществе с требованиями данного общества и с собственными потребностями и интересами.

Адаптация к семье включает в себя все перечисленные выше компоненты и начинается как процесс знакомства с семейной жизнью, постепенного вхождения в нее. Этот период является особенно трудным и включает в себя перестройку не только в общении и деятельности, но и личностные изменения молодых супругов, перестройку потребностно-мотивационной сферы, формирования нового уровня самосознания, новых связей с социальным окружением.

До брака у молодого человека уже сложился целостный «образ своего Я». После заключения брака супруги оказываются в ситуации невозможности жить по–прежнему, что увеличивает неустойчивость эмоционального состояния и неудовлетворенность некоторыми сторонами своего партнера и совместной семейной жизни.

Т.Б. Карцева оценивает брак как «одно из поворотных событий в жизни человека», так как в браке происходят глобальные изменения «всей ситуации развития личности, смена социальных ролей, которые человеку приходится играть, изменения круга лиц, включенных во взаимодействие с ним, спектра решаемых проблем и образа жизни в целом».

На этапе первых двух лет совместной жизни молодыми решаются следующие задачи (Е.С. Калмыкова, 1983г.):

формирование структуры семьи;

распределение функций (ролей) между мужем и женой;

выработка общих семейных ценностей.

Именно в начале супружества у молодых людей существует идеализация образа своего будущего партнера по браку (на основе опыта, литературных и кино – героев, социальных стереотипов и идеалов референтной группы) и семейной жизни, выражающейся: а/ в ожидании удовлетворения своих потребностей в духовном росте, самосовершенствовании; б/ удовлетворении материальных потребностей. Адекватность представления о партнере по браку обеспечивает согласованность между ожидаемым и реальным поведением своего партнера, что важно для реализации целей адаптации в семье. А неадекватность приводит к разрушению данной идеализации, неготовности к принятию реально существующей действительности, порождению обид, ссор, конфликтов, которые затягивают молодых и не всегда предоставляют возможность для развития новой семейной группы.

Обобщение и систематизация работ отечественных ученых А.Н. Волковой, Т.М. Трапезниковой, Е.С. Калмыковой, Н.Ф. Федотовой, связанные с проблемой брачно-семейной адаптации, позволили уточнить понятие брачно-семейной адаптации и выделить ее специфику.

Брачно-семейная адаптация – это постепенный процесс приспособления супругов друг к другу и к семейной жизни, результатом которого должно быть формирование устойчивого семейного уклада, распределение бытовых и психологических ролей, выработка приемлемого стиля общения друг с другом, выработка приемов разрешения и профилактики конфликтов и разногласий, определение взаимоотношений с микроокружением по типу открытой или закрытой группы.

В.А. Сысенко разработал концепцию брачно-семейных отношений, в основе которой особенности характеров супругов и вытекающие отсюда их адаптационные возможности:

высокоадаптированные личности;

среднеадаптированные личности;

низкоадаптированные личности;

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем посетить:

Социально – психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению
Развитие социально – психологической готовность к школьному обучению одна из важнейших проблем педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование по ...

Структура личности и механизмы психологической защиты
Для понимания того, что же есть личность, недостаточно указания на ее социальное происхождение. Важно понимать, что личность – это своеобразное интегрирующее начало, которое придает ее поведению необходимую последовательность и устойчивос ...

Особенности кризиса развития.
Возраст – качественно специфическая ступень онтогенетического развития человека. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофиз ...