Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Психологические материалы » Социально-психологические условия самореализации » Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Страница 2

Для того, чтобы определить влияние учебно-воспитательного процесса на процесс самоактуализации подростков, мы сопоставили результаты теста САТ учащихся в начале и конце учебного года. Сопоставление показало, что:

- у 17,2% подростков результаты существенно возросли;

- у 65,5% - остались прежними;

- у 13,7% подростков по итогам года наблюдался значительный регресс.

Кроме того, к концу учебного года увеличилось количество подростков, не достигших уровня нормы по основным шкалам. В начале года в данную группу входило 6,8% подростков, а к концу года эта группа увеличилась до 10,3%. Это указывает на то, что в условиях традиционно-организованного учебно-воспитательного процесса школы не происходит значительного повышения уровня самоактуализации личности, а по отдельным параметрам происходит его снижение, несмотря на взросление.

С помощью методики ССЛ удалось выяснить, что 54,3% подростков считают, что влияние на процесс самоактуализации оказывает в основном внешкольная деятельность, 39,4% уверены, что учебная, внеурочная и внешкольная деятельность предоставляют равные возможности для самоактуализации, и только 6,3% подростков связывают процесс самоактуализации исключительно со школой.

Результаты констатирующего эксперимента дали основания для следующих выводов:

1. В условиях традиционной системы обучения и воспитания не происходит значительного повышения уровня самоактуализации личности подростков 13-15 лет, несмотря на то, что этот возрастной период является наиболее сенситивным для самоактуализации.

2. Большинство подростков находятся ни низком и среднем уровне самоактуализации, однако, есть группа подростков, которая имеет высокий уровень самоактуализации в силу своих личностных особенностей.

3. Наблюдаются гендерные особенности процесса самоактуализации подростков.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы по самоактуализации личности подростков. Эта работа должна быть дифференцированной, т.е учитывать и текущей уровень самоактуализации того или иного подростка, и гендерный аспект проблемы.

Опытно-экспериментальным путем доказано предположение современной психологии – процесс самоактуализации становится возможным в 14-15 лет, когда развивается готовность к функционированию во взрослом мире, что, в свою очередь, порождает стремление применить свои возможности, проявить себя в этом мире, обостряет потребность в самоопределении, самореализации

2. На эмпирическом уровне исследования используются следующие инструменты – психолого-педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование; изучение продуктов деятельности; опытно-экспери-ментальная работа; математические методы обработки результатов диагностики.

3. По результатам данного эксперимента ярче всего у подростков данной возрастной категории проявляются следующие показатели самоактуализации: независимость ценностей и поведения, коммуникабельность, самоуважение, умение ценить свои достоинства, потребность в творческой деятельности.

4. Креативность, контактность, ценностные ориентации (по шкалам которых были получены наиболее высокие результаты) являются наиболее значимыми для подростков, что можно рассматривать в качестве особенностей их самоактуализации.

5. Процесс самоактуализации подвержен влиянию ряда факторов, которые условно можно разделить на внутренние и внешние. В ходе констатирующего эксперимента были выявлены различия самоактуализации по половому признаку.

6. 54,3% подростков считают, что влияние на процесс самоактуализации оказывает в основном внешкольная деятельность, 39,4% уверены, что учебная, внеурочная и внешкольная деятельность предоставляют равные возможности для самоактуализации, и только 6,3% подростков связывают процесс самоактуализации исключительно со школой.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем посетить:

Сравнительный анализ личностной зрелости детей из интерната и из семьи
Я-копцепция - идентичность формируются у человека очень рано, в первые месяцы жизни, причем, как показывают специальные психологические исследования, у воспитанников детских учреждений этот процесс протекает иначе, чем у семейных детей. О ...

«Законы естественного запоминания»
Прежде всего, для получения желаемого результата, необходимо мыслить позитивно. Основное в этом типе мышления – это программировать себя на позитивное с помощью позитивного. Так что никогда не программируйте себя на то, чтобы не стать бол ...

Теория личности Зигмунда Фрейда
Для начала обратимся к биографии З. Фрейда. Зигмунд Фрейд (6.05.1856 - 23.09.1939) - австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. Первоначально проводил исследования по анатомии и физиологии нервной системы. С 80 ...