Заключение

Итак, мы выяснили, самореализация подростка - это осознаваемый и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Самореализация подростка как процесс предполагает: идентификацию себя с другими; открытость опыту и его принятию; разнообразное восприятие субъектом чувственно - заданныхситуаций; творческий характер активности.

Было выяснено, на процесс самореализации подростков влияют такие внешние факторы как поведение родителей и их отношение к детям, взаимоотношение подростка со сверстниками.

По мнению исследователей феномена самореализации подростков самореализация является процессом и результатом диалектического слияния уникальной, неповторимой личности и объективного мира, которое происходит в результате разнообразной учебной деятельности. К необходимым признакам процесса самореализации они относят направленность, в которой важное значение имеют мотивы деятельности индивидуальности и ценностные ориентации, и расширение сферы деятельности.

Было выяснено, термин «самоактуализация», является тождественным термину «самореализация». В работе был рассмотрен эксперимент, проведенный с целью изучения процесса самоактуализации в подростковом возрасте. Эксперимент проводился в 2005-2006 году на базе средних общеобразовательных школ г. Рязани и г. Бронницы.

Также был рассмотрен эксперимент «К вершине роста», проводимый с 2006 г. по 2012 г. в лицее № 15 города Черкесска.

Цель его проведения - показать роль самооценки, саморазвития, самовоспитания, самореализации личности через общечеловеческие ценности и идеалы; изучение роли и возможности коллектива в создании условий для саморазвития творческого потенциала личности в системе общепринятых человеческих ценностей и идеалов. Гипотеза исследования - воспитательная система лицея удовлетворяет творческому саморазвитию и самореализации потенциала личности.

Для проведения данных экспериментов используются следующие методы: анализ опыта лицеев России, анкетирование, опросы, диагностирование, срезы, тестирование учащихся, классных руководителей, родителей, сочинения, беседы, интервью участников по теме исследования; наблюдения за объективными и субъективными сторонами исследования; изучение документации лицея, апробирование на контрольных классах.

[1] Маклаков А.В. Общая психология.– СПб.: Питер, 2006. – С.113.

[2] Гордон Олпорт. Становление личности: Избранные труды . – М.: Смысл, 2006. – С. 61.

[3] Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности// Автореф. дисс.на соис. ученой степени д.псх.н. – Барнаул: БГПУ, 2002. – С.43.

[4] Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики.– СПб.: Издат. группа «Евразия», 2006. – С.198.

[5] Программа эксперимента «К вершине роста» лицея № 15 города Черкесска на 2006 - 2012 годы [Электрон. ресурс]: официальный сайт управ-ления образования мэрии г.Черкесска, КЧР. OIM.RU, 2001-2008. Режим доступа: World Wide Web. URL: http//www.uokchr.ru

Рекомендуем посетить:

Переход к экспериментальным исследованиям.
Как уже говорилось, соционическая теория поставила сразу слишком много серьёзных вопросов. Небольшая группа исследователей была способна лишь «нащупать» пути к их решению, но не решить. Поэтому с начала 1990-х гг. началось разделение соци ...

Механизмы установления сходства семантических пространств.
Каким же образом в субъективном мире клиента происходит поиск сходного содержания между сочиняемой сказкой и своим жизненным миром? Клиент, как и психолог, способен толковать сочиняемые сказки. Правда, сходство им осознается лишь при дост ...

Заключение.
Теоретической задачей нашего исследования стало изучение литературы по теме самоутверждения, а так же изучение социально-психологического портрета личности, совершившей противоправное деяние. По вопросу самоутверждения как предмета научн ...