Заключение

Противоправное поведение подростков является важной общественной проблемой. Только в последние десять-пятнадцать лет было признано на государственном уровне, что такие дети и подростки не противостоят обществу, а попали в беду, в трудную жизненную ситуацию. Согласно системе таких установок работа по реадаптации и ресоциализации таких подростков должна проводиться во всех образовательных учреждениях с помощью научных методов, отличающихся гуманностью.

К таким методам, несомненно, принадлежат социально-психологические методы. Они позволяют выявлять и проводить коррекцию личности и поведения не только на стадии совершения подростком очевидных правонарушений, но и на латентной стадии, когда дезадаптация только появилась и начала проявляться в поведении. Применение диагностических методов в отношении таких подростков позволяет выявить искажения психологических структур и своевременно оказать помощь.

В нашей курсовой работе мы описали результаты исследования при помощи методик изучения важнейших составляющих внутреннего мира подростка, затрагивающих как его личностные, так и возрастные особенности.

Важнейшими результатами, полученными в данном исследовании можно назвать выявление взаимозависимости факторов риска дезадаптаций таких как самооценка, локус контроля, наполненность референтных групп. Для подростков-правонарушителей характерна низкая наполненность референтных групп макроуровня. Они не умеют мечтать, у них, очевидно неразвита фантазия, низкий уровень развития рефлексии, что показывает неразвитость сознания и самосознания. Сто процентов подростков с низкой наполненностью референтных групп макроуровня имеют неадекватную самооценку. Большинство имеют внешний локус контроля. Очевидно, что коррекционная работа должна строиться как развивающая самосознание подростка.

[1] Ч.Ломброзо. Преступление. – СПб, 1990, с. 123

[2] С.А.Беличева. Основы превентивной психологии. – М., 1996, с. 28

[3] Что вызывает ужас у заключенных // Школьный психолог. – М., 2000, № 3

[4] Э.Дюркгейм. Самоубийство. – М., СПб, 1998, с.16

[5] Р.К.Мертон. Социальная структура и аномия // СОЦИС, 1992, № 3

[6] Н. Смелзер. Социология. – М., 1998, с.211

[7] Ф. Райс. Психология подростка. – 2000, с. 238

[8] А.Е. Личко. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1983, с. 47-58

[9] И.С. Кон. Психология ранней юности. – М., 1989, с. 251

[10] Референтность // Психология. Словарь /сост. Л.А. Карпенко. – М., 1990, с.339

[11] А.В. Петровский // Российская педагогическая энциклопедия. – Режим доступа: www.psylib.ru

[12] Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. – М., 1978, с.113

[13] М.Н. Миронова. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя // Вопросы психологии, 1998, № 1, с. 44-54

[14] Ю.А.Клейберг. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. – Кемерово, 1996, с.18-27

[15] Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации у подростков / под ред. С.А. Беличевой. – М., 1997, с. 74

[16] Основы возрастно-психологического консультирования / под ред. А.Г. Лидерса. – М., 1991, с.6-8

[17] Н.Самоукина. Методика психологического консультирования // Частная школа, 1996, №1

Рекомендуем посетить:

Определение личностных смыслов личности
Сложность и неоднородность природы личностных смыслов, двойственность источников их порождения, формирования и развития, разноплановость выполняемых ими функций предполагает их функционирование в качестве сложной многоуровневой системы. Б ...

Классификация задержки психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. ЗПР относится к “пограничной” форме нарушения разв ...

Природа возникновения кризиса
Каждый из нас на протяжении всей предшествующей жизни неоднократно встречался с понятием "кризис". Оно широко используется в нашей повседневности, когда мы говорим о кризисах перепроизводства, о духовно-нравственном кризисе обще ...