Малая группа как группа с внешним статусом

Страница 4

В свою очередь, социальная неоднородность и неоднозначность ориентации структурных единиц вызывает неоднозначный отклик, определенный на широком спектре отношений и мотивов поведения индивидов. Это, с одной стороны, требует учета в оценке статусных потенциалов индивидов их отношений предпочтения во всем спектре мотивов, а с другой - определяет необходимость учета статусного положения членов группы в оценке ее мотивационной направленности, ценностно-ориентационного единства, психологической атмосферы, социального потенциала группы и других интегральных характеристик степени развития и направленности группы, являющихся основными показателями руководства малыми группами.

Анализ социально-психологических детерминант функционального развития малых групп должен осуществляться в контексте задач, решаемых в процессе руководства группами, и должен отражать структуру и последовательность их практического применения. Естественно, возникает вопрос относительно средств подобного управления. Причем в данном случае речь должна идти не о методических приемах управления, а о его феноменологических характеристиках, имеющих социально-психологическое содержание, обеспеченных соответствующей социально-психологической информацией о текущих групповых процессах.

В современной педагогической, социологической и социально-психологической литературе можно встретить разное толкование термина «руководство».

В данной работе мы будем понимать руководство как одну из функций управления процессами функционирования (в дидактической, производственной, управленческой и других сферах деятельности) малых групп, содержанием которой является воздействие на индивидов и их общности в процессе функциональной деятельности, направленное на включение их в эту деятельность, выработку ими осознанного и активного поведения, всестороннее развитие личности и коллектива группы в целом.

Такое определение во многом созвучно с определением руководства процессами, становления и развития контактных малых групп с внешним статусом, принятым в рамках представлений в современной психолого-педагогической литературе [1, 2, 4, 8].

В отличие от лидерства, как неформального явления, руководство контактной малой группой - это предварительно спланированное, закрепленное в соответствующих документах управление группой (операторов, обучаемых, должностных лиц и т. д) со стороны назначенного высшими инстанциями лица [5].

Значение функции руководства в подобных группах в современных условиях возрастает, так как влияние социальных и социологических сторон жизни общества и функциональной деятельности групп в настоящее время становится особенно заметным. Ниже мы попытаемся определить цели, задачи и функции руководства, сформулировать критерии и показатели, а также предложить некоторые средства ее эффективной реализации.

Страницы: 1 2 3 4 

Рекомендуем посетить:

Социальные стереотипы "мужского" и "женского" ума в современной России
Не смотря на устойчивость стереотипных представлений, процесс изменения гендерных стереотипов обусловлен объективными условиями - социально-экономическими и политическими трансформациями, а также субъективными - индивидуально-психологичес ...

Этапы и функции руководства
В процессе руководства обычно выделяют пять этапов и соответственно, пять функции руководителя: Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих ц ...

Содержание этического кодекса супервизора
Кодекс определяет профессиональные стандарты и общие принципы поведения психоаналитически ориентированных специалистов и кандидатов в специалисты в отношении пациентов, коллег, общества и психоаналитической терапии. Психоаналитически орие ...