Ведущий тренинг, его личностные особенности, профессиональные знания и умения являются в определенном смысле средством развития как личности каждого участника, так и группы в целом. В конечном итоге сам ведущий группы, его индивидуальный стиль в совокупности со знаниями и опытом определяют успешность его работы. Упражнения, игры и совокупность всех психологических техник и приемов являются не более чем инструментом в руках мастера. Результат применения этих инструментов зависит в первую очередь от личности мастера, от его профессионализма и только во вторую очередь – от «качества» этих инструментов. И не важно, парадигмы какого психологического направления или какой психологической школы он придерживается. Именно ведущий как профессионал и как личность определяет успешность своей работы.
[1] Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб.: Образование, 1997.
[2] Петровская Л.А. Компетентность в общении. – СПТ.- М.: Изд-во МГУ, 1989. с. 14
[3] Хараш А.У. Личность в общении / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – с30-42.
[4] Донцов А.И. Общение как фактор развития коллектива / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. – М.: Изд-во МГУ, 1987.- с.20-24.
[5] Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.- с. 55
[6] Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.- с.26.
[7] Карвасарский Б.Д. Психотерапия. СПб: Питер, 2007 с. 430
[8] Яценко Т.С. Проективный рисунок как вспомогательная методика при групповом обучении общению / Краснодар: Изд-во КГУ, 1983.- с. 26-32.
[9] Вачков И.В. Психология тренинговой работы / М.: Эксмо, 2007- с.40
Рекомендуем посетить:
Основные направления работы социального педагога с трудновоспитуемыми
детьми.
Они определяются прежде всего проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов. Хотя направления работы зафиксированы в квалификационной характеристике социаль ...
История исследования проблемы. Причины индивидуальных кризисов.
Хотя проблематика кризиса индивидуальной жизни всегда была в поле внимания гуманитарного мышления, в том числе и психологического, в качестве самостоятельной дисциплины, развиваемой в основном в рамках превентивной психиатрии, теория криз ...
Типы конфликтов и способов поведения в них.
Существует множество классификаций типов конфликтов в зависимости от их оснований.
По форме проявления конфликты можно разделить на два вида: агонистические (примиримые) и антагонистические (непримиримые).
Для аогнистических конфликтов ...