Законы и закономерности обучения.

Сознательное и бессознательное » Законы и закономерности обучения.

Страница 2

8. сознательность, активность, самостоятельность обучения - достигаются повышением ответственности обучаемых за результаты своей учебы и их раскрепощенностью в процессе познавательной, трудовой и игровой деятельности;

9. прочность, осознанность и действенность знаний и умений - обеспечиваются творческим отношением к учебно-воспитательному процессу как со стороны преподавателя, так и обучаемых.

Перечисленные принципы, всю их совокупность не рекомендуется рассматривать как некий свод законов, как катехизис. Относиться к ним ко всем и к каждому в отдельности следует творчески, гибко, не шаблонно. И это прежде всего потому, что принципы всегда исторически конкретны, они должны читаться в конкретном социальном контексте, должны как можно полнее отражать реальные социальные потребности общества.

Для Л. С. Выготского в его развитии . можно об этом много спорить и говорить . но всегда были две центральные фигуры. Это фигура Гамлета, к которой он возвращался много раз в своем творчестве, и фигура человека, который взломал мышление нескольких столетий - фигура Бенедикта Спинозы. По сути дела, сочетание этих двух личностей определило сам стиль мышления Л. С. Выготского, в котором, как сегодня говорилось, не только настоящее, но и будущее психологии. Что же случилось на этом веку? Несколько слов о происходящих событиях. Если бы мы провели простой эксперимент и во многих школах России спросили, по каким направлениям они развиваются, то услышали бы имена прежде всего Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. А последние десять лет иногда можно говорить круглыми категориями, стали десятилетием либеральной доктрины вариативного образования в школе. Доктрина, которая полностью вырастает из исследований Л. С. Выготского конца двадцатых годов. Именно культурно-историческая психология определила логику развития либерального вариативного образования России и создала те миры в школах, которые мы сегодня имеем. Именно культурно-историческая психология произвела, как сейчас предпочитают говорить, серьезнейшую модернизацию в современном мире образования.

Д. Б. Эльконин называет концепцию Выготского не столько культурно-исторической психологией, а указывает на сам стиль мышления неклассической психологии. Эти заметки, по большому счету, остались неуслышанными.

Неклассическая психология - это изменение стиля мышления, которое принесли Спиноза, Выготский, Бор и те исследователи, которые поменяли и ушли от жестко детерминистической картины мира Неклассическая психология вступила, благодаря Выготскому и другим мыслителям, в поединок с идеалом рациональности, который столь четко был проанализирован и изучен в исследованиях Мамардашвили, также любящего работы Выготского.

И вот сегодня мы имеем еще одну работу, в которой удивительно ярко говорится о величии Выготского и сопоставлении стилей мышления, идущих от Выготского. Эта работа называется (даже название у нее блестящее! ) «Торжество несхожести: Пиаже и Выготский». И это пленарный доклад Джерома Брунера в Женеве, который он посвятил Выготскому и Пиаже. В этой работе Брунер повторяет вслед за Бором формулу о том, что противоположность великой истины также может быть истиной, и только противоположность мелкой истины ложна. Это слова Бора Выготский и Пиаже, как противоположности, показывает Джером Брунер, - это не то, что надо вот так объединить, соединить и т. д. Это два разных стиля мышления. Это два разных способа мышления. Это два разных подхода к миру. И, заканчивая свое уникальное исследование, он говорит «Точно также как зрение имеет эффект диспаратности, чтобы видеть глубину мира, нужна несхожесть». Это гимн несхожести разных стилей мышления. И эта несхожесть дает глубину понимания мира

Неклассическая психология прежде всего взрывает сегодняшний подход к мышлению, который, благодаря многим авторам укоренился в нашем сознании. Я имею в виду К. Леви-Стросса, Ф. Соссюра. По сути, сегодняшнее мышление поражено логикой бинарных оппозиций. И любые схемы строятся именно на бинарных оппозициях. И идеал рациональности опирается на эти логики. И именно эти веши торпедируются, «снимаются» в исследованиях Выготского.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Специфика формирования различных видов речи у детей с нарушениями слуха
Дети с нарушенным слухом могут овладеть словесной речью только обходными путями, в условиях специального обучения. При этом они опираются на зрительное восприятие, подкрепленное речевыми двигательными ощущениями. Они не имеют возможности ...

Составление коррекционный программы для работы с агрессивным ребенком
Приступать к разработке и реализации коррекционно-развивающей программы можно лишь тогда, когда проведена психологическая диагностика ребенка. Для определения уровня агрессивности младших школьников можно использовать методики Басса-Дарки ...

Принципы исследования психологи больших социальных групп
Содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших групп, опыта, обобщенного знаковыми, культурными и идеологическими системами. Малые группы и межличностное общение оказываются в роли посредни ...