Динамические процессы в малой группе

Социальная психология » Динамические процессы в малой группе

Страница 1

Главной задачей социально- психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Рассмотрение их важно с двух точек зрения:

· необходимо выяснить, как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются именно в малой группе, потому что здесь создается конкретная ткань коммуникативных, интерактивных и перцептивных процессов;

· нужно показать, каков механизм, посредством которого малая группа «доводит» до личности всю систему общественных влияний, в частности, содержание тех ценностей, норм, установок, которое формируется в больших группах.

Вместе с тем важно выявить и обратное движение, а именно: каким образом активность личности в группе реализует усвоенные влияния и осуществляет определенную отдачу. Другая, не менее важная задача состоит в том, чтобы показать, как развивается группа, какие этапы она проходит в своем развитии, как модифицируются на каждом из этапов различные групповые процессы.

Таким образом, социального психолога, прежде всего, интересует:

· как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются именно в малой группе (здесь создается конкретная ткань коммуникативных, интерактивных и персептивных процессов;

· каков механизм, посредством которого малая группа доводит до личности систему ценностей, норм и установок, которые формируются в больших группах;

· как активность личности в группе реализует усвоение этих установок;

· как создается и развивается группа;

· как в малой группе осуществляются процессы лидерства и принятия групповых решений.

Групповая динамика – это и направление исследования малых групп в социальной психологии (школа Левина), и методики изучения малых групп (разработаны в ней же), и совокупность динамических процессов, которые происходят в единицу времени и знаменуют собой движение группы от стадии к стадии.

Поскольку реальные малые группы существуют в самых различных сферах общественной жизни, способы их образования весьма различны. Чаще всего они определяются внешними по отношению к группе факторами, например, условиями развития какого-либо социального института или организации, в рамках которых возникает малая группа.

Причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее образующих, в более широкой социальной системе. Именно здесь создается некоторая система предписаний относительно структуры группы, распределения ролей и статусов, наконец, цели групповой деятельности. Все эти факторы - предпосылки существования малой группы, совокупность внешних обстоятельств, обусловливающих возникновение группы.

Неформальные группы образуются по инициативе участников группы, формальные группы задаются внешними факторами, например, условиями развития какого-либо социального института; здесь же образуется система предписаний относительно структуры группы, распределения статусов и ролей, формируется цель деятельности. При этом происходит преобразование «просто кучки людей» в группу в полном психологическом смысле понятия. Чтобы проследить этот процесс, изучается принятие норм группы каждым новым участником (феномен давления группы, изучение конформизма), разделение членами группы групповых норм и целей (формирование групповой сплоченности). Все динамические процессы обеспечивают эффективность групповой деятельности. Показатели данной эффективности следующие:

– производительность труда;

– удовлетворенность членов группы трудом в группе;

– удовлетворенность межличностными отношениями;

– общественная значимость задачи.

Социальные группы, в том числе малые, даны социальному психологу как объект исследования, и его задача — шаг за шагом проследить факт превращения объективно возникших групп в подлинно психологическую общность. На этом пути возникают две возможности для исследований.

Первая, когда исследуется вопрос о принятии уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом. Это не столько проблема собственно образования группы, сколько «подключения» к ней нового члена. В этом случае анализ можно свести к исследованию феномена группового давления на индивида, подчинения его группой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем посетить:

Социально-психологические особенности старшеклассников как социальной группы.
Возраст старшеклассников, приходится на конец подросткового и начало юношеского возраста. Личность старшего подростка в процессе развития приобрела присущие только ей индивидуальные и социально – психологические особенности, которые в наш ...

Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие
Первая психосоциальная стадия соответствует оральной стадии по Фрейду и охватывает первый год жизни. По Эриксону, в этот период краеугольном камнем формирования здоровой личности является общее чувство доверия; другие ученые называют ту ж ...

Специфика рекламной этики
Реклама представляет собой динамичный общественный процесс, на котором встречаются интересы бизнеса, творчество, нужды потребителей и правительственное правовое регулирование. Реклама убеждает потребителя что-то предпринять. Таким образо ...