Хранительница домашнего очага

Страница 2

Распределение работы по домашнему хозяйству, в % от числа респондентов, 2002 г.

Женщины

Мужчины

Всю или почти всю работу делает жена

21,4

11,5

У каждого есть свои обязанности, но большая часть работы лежит на жене

38,9

32,6

Большую часть работы жена и муж делают вместе, или по очереди

28,1

36,7

У каждого есть свои обязанности, но большая часть работы на муже

5,2

12,0

Затрудняюсь ответить

4,3

5,1

Другое

2,1

2,1

Всего

100

100

Мезенцева Е.Б. в своей статье "Мужчины и женщины в сфере домашнего труда: логика экономической рациональности против логики гендерной идентичности?" утверждает, что средние затраты времени женщин в неделю на все виды домашнего труда составляют 30,3 часов, а у мужчин - 14,0 часов. Похожие результаты были получены Блэром и Лихтером при обследовании 3000 семейных пар в Соединенных Штатах. В работах Блэра и Лихтера и Гюнтера и Гюнтера также утверждается, что домашняя работа четко разделяется "по половому признаку", причем "женские" обязанности — это, как правило, дела, которые необходимо делать каждый день, в определенные часы (приготовление еды или мытье посуды), тогда как "мужская" работа (работа в саду или домашний ремонт) позволяет более свободно располагать своим временем.

При прочих равных условиях, семейные обязанности делают женщин менее конкурентоспособной рабочей силой. Это осознают и работодатели, и сами женщины. В результате женщины оказываются менее конкурентоспособными на рынке труда и вынуждены выбирать между детьми и работой, или мириться с необходимостью сочетать домашние обязанности и работу.

В последнем случае, как отмечает Мезенцева Е.Б., совокупное время занятости женщин на рынке труда и в домашнем хозяйстве оказывается большим, чем у мужчин. В среднем общее время занятости женщин в неделю на 25% превышает время занятости мужчин, а у женщин трудоспособного возраста общая занятость в 2 раза больше, чем у мужчин. При оценке равномерности гендерного распределения различных ресурсов в семье, в том числе ресурсов времени, и мужчины и женщины отмечают, что у мужчин гораздо больше возможностей уделять работе столько времени и сил, сколько они считают нужным, и проводить свободное время так, как считают нужным.

Таким образом, у женщин не только меньше возможностей на рынке труда, но и остается меньше свободного времени, которое они могут использовать для инвестиций в свой человеческий капитал.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем посетить:

Возрастной аспект социальной перцепции
Одновременно с развитием психической деятельности ребенка, формированием у него потребности в общении, познании происходит развитие процесса восприятия человека человеком. А. А. Бодалев пишет, что развитие опыта восприятия межличностного ...

Влияние детского образовательного учреждения на социально – психологическую готовность к школе детей
Основы всестороннего развития личности закладываются в дошкольном детстве. Это время активной социализации ребенка, вхождение в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждение нравственных и эстетических чувств [34, с. ...

Изучение мотивации достижения у младших школьников в работах разных авторов
Можно считать, что именно исследования К. Левина положили начало изучению в психологии потребностей человека. Всю первую половину века в западной психологии господствовали психоаналитические представления о мотивации поведения, согласно к ...