Профильные различия в предубеждениях

Страница 1

Проблема предубеждений является объектом многочисленных социально-психологических исследований. Целью нашего исследования стало изучение предубеждений в отношении представителей стигматизированных групп. Под "стигматизированной группой" мы понимаем объединение людей на основе общего признака - стигмы. Стигма представляет собой атрибут (или знак такового), дискредитирующий человека перед окружающими, выдающий какое-то "отрицательное" свойство, как, например, психическое заболевание, инвалидность, телесное уродство, злоупотребление алкоголем, тюремное заключение и прочее. Стигма наделяет индивида статусом неполноценного, ее обладателю приписывается целый ряд недостатков, обусловливающих его восприятие в качестве ненормального, специфического, нетрадиционного, особенного, "не такого", человека "другой природы". Негативными последствиями предубеждений и стигматизации могут стать конфликты и непонимание, дискриминация и социальная изоляция, подозрительность и недоверие стигматизируемых к окружающим, трудности в установлении социальных контактов, низкая самооценка, негативная социальная идентичность, наученная беспомощность, чувство стыда, депрессия, пессимистический атрибутивный стиль, низкий уровень достижений, вторичная девиация. Сказанное позволяет сделать вывод об актуальности исследований в данной проблемной области.

Нами изучались предубеждения по отношению к следующим стигматизированным группам: "алкоголики", "больные СПИДом", "бомжи", "гомосексуалисты", "инвалиды", "наркоманы", "нищие, просящие милостыню", "преступники", "проститутки", "психически больные". Метод исследования - опрос в форме шкалирования. В опросе принимали участие студенты (на заключительном этапе исследования - 171 человек, среди которых 47,4% женщин и 52,6% мужчин), обучающиеся естественным и техническим (57,1%), а также гуманитарным (42,9%) наукам (далее по тексту "естественники" и "гуманитарии" соответственно).

Для статистической обработки полученных данных использовался факторный анализ. Было выделено восемь факторов, собственное значение которых выше единицы:

1)"конвенциональная оценка" характеризует валентность отношения к объекту и его оценку с позиции соответствия общепринятым стандартам поведения, нормам морали и права, а также возможности причинения ущерба обществу;

2)"неблагополучие" характеризует социальное положение объекта и отражает его психическое состояние;

3)"отклонение" представляет собой измерение, характеризующее наличие или отсутствие психических нарушений;

4)"невозможность улучшений" представляет собой измерение, отражающее бесперспективность и обреченность, отсутствие надежды на лучшее и возможности положительной динамики;

5)"пассивность" определяет степень выраженности таких характеристик как бездействие, лень, безответственность;

6)"локализация контроля" представляет собой измерение, определяющее вину и ответственность за обладание стигмой, за возникновение и сохранение неблагоприятного положения;

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Основные направления в изучении гендерных стереотипов
Основные направления в изучении гендерных стереотипов. Изучению гендерных стереотипов было посвящено множество зарубежных исследований. Поначалу они были направлены на то, чтобы изучить само явление стереотипизации, формы проявления стер ...

Меры по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков
Педагогическая коррекция агрессивного поведения детей в учебном процессе. Важное место в жизни ребенка занимает школа. Здесь в ходе учебного процесса он познает мир, учится читать и писать, изучает законы и явления природы и общества, ус ...

Нервная ось
В организме человека сложно представить себе какие-либо психические реакции, не приводящие к соматическим изменениям, и наоборот. Именно поэтому полное понимание стресса возможно лишь при изучении как психических, так и физиологических ег ...