Профильные различия в предубеждениях

Страница 2

7)"оценка потребности в помощи" - измерение, определяющее, насколько стигматизированные субъекты нуждаются в помощи и вызывают желание им ее оказать;

8)"иждивенчество" как стремление к легкой жизни за счет других.

Для установления профильных различий в предубеждениях были сопоставлены факторные значения, полученные в группах "естественников" и "гуманитариев". Статистическая процедура состояла в создании таблиц сопряженности и выявлении различий в распределении признака с применением теста χ² (критерий К. Пирсона).

Были получены следующие результаты. "Естественники" и "гуманитарии" сходны в своих "конвенциональных оценках" представителей стигматизированных групп. Различия являются статистически достоверными только для категории "проститутки", оценки которой несколько более категоричны у "гуманитариев" (р=0,011). По фактору "неблагополучие" оценки расходятся для категорий "алкоголики" (р=0,013), "наркоманы" (р=0,038), "нищие, просящие милостыню" (р=0,046) и "психически больные" (р<0,001). "Гуманитарии" по сравнению с "естественниками" оценивают положение данных категорий как более "неблагополучное". Оценки "невозможности улучшений" для категории "наркоманов" у "естественников" разошлись, "гуманитарии" более склонны давать средние оценки по данному фактору (р=0,012). По фактору "локализация контроля" статистически достоверны различия для категории "алкоголики" (р=0,004): "естественники" более склонны к интернальной атрибуции, т.е. вина и ответственность за обладание стигмой возлагается на самих стигматизируемых. По остальным факторам статистически достоверных различий не обнаружено.

Нам представляется, что основное различие между "гуманитариями" и "естественниками" состоит в том, что первые оценивают положение стигматизированных групп как более неблагополучное. Однако этот факт не влияет на "конвенциональную оценку" данных категорий и не улучшает отношение к ним, т.е. и "гуманитарии" и "естественники" относятся к представителям стигматизированных групп одинаково негативно или позитивно (за исключением отношения к представителям категории "проститутки"). Выявленное различие, вероятно, обусловлено содержанием и направленностью профессионального обучения. На гуманитарных факультетах больше внимания уделяется изучению предметов, ориентированных на решение социальных проблем, соответственно последние для "гуманитариев" более очевидны. Полученные нами результаты позволяют сделать предположение о различиях в предубеждениях в зависимости от типа профессии субъекта. Мы допускаем, что представители различных типов профессий будут одинаково предубеждены в отношении к представителям стигматизированных групп, хотя неблагополучие последних будет более очевидным для тех, кто в силу своей профессиональной деятельности знаком с их проблемами. Наше допущение не базируется на эмпирических данных и, безусловно, требует дополнительной проверки. Тем не менее, некоторые факты, описанные в научной литературе, на наш взгляд, свидетельствуют в поддержку его справедливости. Так, отмечается, что "психически больные" становятся жертвами предубеждений и стигматизации не только со стороны общества, но также и со стороны лиц, призванных оказывать им различные виды профессиональной помощи (врачей общей практики, психиатров, социальных работников и др.). Последние, несмотря на свои профессиональные знания, могут оказаться не менее предубежденными, нежели те, кто такими знаниями не обладает.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Стиль руководства
Слово “стиль” греческого происхождения, первоначально оно означало стержень для писем на восковой доске, а позднее употреблялось в значении “почерк”. Одно из глубоких исследований стиля в современной психологии управления провёл А.А. Жура ...

Особенности психологического здоров’я детей в дошкольном возрасте
Один из самых интересных и замечательных периодов в развитии ребенка – это дошкольное детство (примерно от 3 до 6 лет), когда фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловле ...

Образ собственного «Я» в ранней юности
Юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что он способен. Есть два способа самооценки. Один состоит в том, чтобы соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Второй путь самооценки – социальное сравне ...