Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.
ЗПР относится к “пограничной” форме нарушения развития ребенка. При ЗПР имеет место неравномерность формирования различных психических функций, типичным является сочетание как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций с сохранными. При этом глубина повреждений и / или степень незрелости может быть также различной.
Классификация ЗПР.
В специальной литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития.
В последнее время выделяют 4 основных типа ЗПР:
1. задержка психического развития конституционного генеза (наследственно обусловленный психический и психофизический инфантилизм);
2. задержка психического развития соматогенного генеза (обусловлена инфекционными, соматическими заболеваниями ребенка или хроническими заболеваниями матери);
3. задержка психического развития психогенного генеза (обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, частыми психотравмирующими ситуациями в жизни ребенка);
4. задержка психического развития церебрально-органического генеза (при этом типе сочетаются признаки незрелости нервной системы ребенка и признаки парциального нарушения ряда психических функций).
К детям с нарушением зрения относятся слепые дети с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением при котором его острота равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу.
Слабовидящие дети со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу при возможности очковой коррекции.
Дети с косоглазием и амблиопией.
У детей с нарушением зрения возможно проведение коррекционных мероприятий в различных видах деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При этом важно учитывать ведущий вид деятельности в рамках которого осуществляется наиболее адекватное развитие детей дошкольного возраста.
Младенческий возраст - непосредственное эмоциональное общение.
Ранний возраст - это предметно-манипулятивная деятельность
Дошкольный возраст - игровая деят-ть.
Учитывая, что при обучении и воспитании детей с нарушениями зрения необходим комплексный подход, важно говорить о всех видах деятельности данной категории детей - это трудовая деят., изобразительная, художественно - эстетическая деят., познавательная, физическая деят.
Игра - в игре дети с нарушениями зрения приобретают опыт общественного поведения в среде сверстников и взрослых людей, практическое овладение нормами и правилами поведения и приобщаются к жизни окружающих взрослых. (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические и театральные)
Программой дошкольных учреждений предусмотрено проведение специальных пропедевтических (предупреждающие) индивид. И групповых занятий по обучению игре. Основной задачей является формирование действий с предметами и игрушками. Специальные наблюдения за деятельностью взрослых, занятия по принятию роли, проигрывание отдельных ролевых ситуаций и объединению их в единый сюжет. В игре дети учатся отображать жизнь взрослых, что помогает им утвердиться среди сверстников. Трудовая деятельность - играет большую роль в формировании у детей навыков самообслуживания. Поэтому в дошкольных учреждениях важно проводить систематическую работу по воспитанию самостоятельности(развитие навыков самообслуживания: одевание, раздевание, культурно-гигиенические навыки) для успешной социализации детей используется ручной труд, труд в природе и хозяйственно-бытовой труд. Учитывая тяжесть зрительной патологии рекомендуется постоянное проговаривать все действия и отрабатывать их на практике. Познавательная деятельность. В процессе познавательной деятельности формируется представление о предметах окружающей действительности, навыки зрительной пространственной ориентации, проводится работа по развитию речи детей. Познавательная деятельность организуется не только на специальных занятиях (разв. речи, ознакомл. с окр. миром, формирование элементарных математическими представлениями), но и в повседневной деятельности, что способствует социальной адаптации детей. Художественно-эстетическая деятельность. (ИЗО, лепка, аппликация, рисование) которые способствуют формированию у детей реальных образов окружающего мира. Музыкальная деятельность - формируется слуховое восприятие у детей, развивается музыкальная восприимчивость - всё это способствует преодолению отрицательных восприятий обусловленных нарушением зрения, при этом используется игра на музыкальных инструментах, пение, музыкально-ритмические упражнения и слушание музыки. Физическая деятельность, здесь проводится работа по охране и укреплению здоровья детей, преодолении недостатков физического развития. Физические виды деятельности позволяют решить ряд специальных коррекционных задач:
Рекомендуем посетить:
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте
Социальная ситуация как условие развития и бытия в отрочестве принципиально отличается от социальной ситуации в детстве не по внешним обстоятельствам, а в большей мере по внутренним причинам. Подросток продолжает жить в семье, он продолжа ...
Стихийные группы и массовые движения
Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику. Как отмечалось выше, история социальной психологии в определенной степени «начиналась» именно с анализа таких групп (Лебон, Тард и др. ...
Положение женщины в профессиональной сфере.
В современном обществе мало кто выступает против участия женщин в обеспечении семейного благосостояния. Согласно опросам украинских граждан 75% согласны с тем, что и муж и жена должны делать вклад в семейный бюджет. Но, не смотря на это, ...