Социальный конфликт и социальное согласие

Психологические материалы » Социальный конфликт и социальное согласие

Страница 1

Проблема социальных конфликтов - одна из наиболее актуальных проблем, затрагивающих все стороны жизнедеятельности отдельных личностей и функционирования организаций и предприятий, а также общества в целом. Конфликтогенная обстановка на сегодняшний день стала общераспространенной средой существования, постоянно провоцируя, по принципу цепной реакции, все новые витки агрессивности.

По своим масштабам конфликты могут распространяться как на целые страны и регионы (например, межнациональные и политические конфликты), так и концентрироваться в пределах отдельной организации (предприятия), неформальной группы лиц, семьи. Разнообразны и методы, позволяющие либо предупредить возникновение конфликта, либо разрешить его.

Владение информацией о природе конфликтов и умением разрешать их – одна из основных составляющих деятельности менеджера любого уровня, от начальника рабочей группы (отдела, участка) до директора предприятия.

Слово «конфликт» происходит от латинского корня и означает «столкновение». В конфликте всегда имеются участники или субъекты (люди, организации, структуры и пр.), всегда существует предмет конфликта и причина конфликта (при этом причина конфликта может существенно отличаться от предмета) и проявляется конфликт во взаимоотношениях участников

Конфликт всегда является кульминационным проявлением некоей социальной напряженности, основа которой – нереализованные потребности социальных групп, вызывающие неудовлетворение.

С позиций социальной психологии под конфликтом понимается столкновение различных субъективных и объективных тенденций в мотивах, отношениях, действиях и поведении личностей, групп и других объединений. Следовательно, при анализе конфликтных ситуаций на уровне предприятия и его составляющих структур, нельзя абстрагироваться от состояния общественных отношений, экономики в целом, которые постоянно провоцируют межличностные конфликты. Характерно, что в сугубо личных конфликтах их участники зачастую склонны воспринимать и объяснять поведение друг друга социопрофессиональной, региональной или национальной принадлежностью.

При анализе источников возникновения конфликта надо иметь в виду, что конфликтная ситуация может иметь место задолго до того, как произойдет прямое столкновение оппонентов. Следовательно, основные этапы и формы протекания социально-экономических конфликтов выявляются, начиная с анализа формирования и развития социальной напряженности.

В ее развертывании во времени можно выделить три основные стадии[1]:

- появление противоречий, зарождение напряженности;

- идентификация субъектов напряженности (лиц, групп, организационных структур, блокирующих достижение целей). На этом этапе происходит превращение объективно существующей ситуации в ее субъективное отображение в форме конфликтной ситуации;

- преодоление социальной напряженности.

Зарождение конфликтной ситуации и разворачивание ее в конфликт можно рассматривать как единый процесс, структуру которого схематично можно представить следующим образом[2] (см. рис. 1).

Рисунок 1

Структура конфликта как процесса

Тем не

Если рассматривать место конфликта в деятельности социальной подсистемы, становится очевидно, что функциональный конфликт зачастую становится отправной точкой в стабилизации системы. Американский исследователь Л.Козер, проанализировав причинно-следственные связи, определяющие, каким образом конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и ее приспособляемость к изменению внешних условий, предложил схему структуры этапов конфликтного взаимодействия[3], которую мы приводим на рисунке 2.

Рисунок 2

Процесс развития отношений в социальной подсистеме

Можно сказать, что социальный конфликт, таким образом, представляет собой сложное социальное взаимодействие, содержанием которого является процесс развития и разрешения непримиримых противоречий, т.е. таких, которые невозможно разрешить без изменения ряда факторов взаимодействия между вступающими в него социальными группами. Из этого можно сделать вывод, что изменение отношений – обязательное условие разрешения конфликта.

Самыми серьезными социологи считают межнациональные конфликты[4], которые возникают, как правило, на эмоциональном уровне и не содержат рациональных начал. Так, например, возникшая в начале перестройки «национальная эйфория республик» привела к тому, что на территории бывшего СССР уже через год после референдума 17 марта 1991 г. было зарегистрировано 180 крупных конфликтов.

Особый тип социальных конфликтов представляют конфликты на предприятиях, которые проявляются в самых различных формах.

Страницы: 1 2

Рекомендуем посетить:

Природа возникновения кризиса
Каждый из нас на протяжении всей предшествующей жизни неоднократно встречался с понятием "кризис". Оно широко используется в нашей повседневности, когда мы говорим о кризисах перепроизводства, о духовно-нравственном кризисе обще ...

Функциональная асимметрия головного мозга
Имеются многочисленные доказательства того, что восприятие эмоциональных сигналов находится под контролем правого полушария. Правосторонние корковые разрушения делают невозможным декодирование эмоционального настроения собеседника, наруша ...

Этапы и функции руководства
В процессе руководства обычно выделяют пять этапов и соответственно, пять функции руководителя: Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих ц ...