Социальный конфликт и социальное согласие

Психологические материалы » Социальный конфликт и социальное согласие

Страница 2

Основная форма – социальная напряженность, проявляющаяся в актах неповиновения администрации, и пр. Высшей формой конфликтной ситуации в этом случае является забастовка.

Выделяют как простые формы конфликтов – забастовки, саботаж, травля, словесная и физическая агрессия, так и сложные формы - общественный протест, бунт, революция, война, представляющие собой переплетение простых.

Важной проблемой в современной социологии является соотношение социального конфликта и социального согласия. Очевидно, что полностью бесконфликтное общество, или общество абсолютного согласия не только нереально, но и нежелательно, поскольку рассмотренный выше материал наглядно показывает, что полное отсутствие конфликтов означает стагнацию развития.

Кроме того, важно определить границы социального согласия. Т.н. консенсуальный «беспредел», когда все соглашаются со всеми – не есть социальное согласие. Невозможно согласие с преступными сообществами, экстремистами и пр. Социальное согласие может быть рассмотрено на самых различных уровнях - глобальном, межгосударственном, межгрупповом, внутригрупповом, межорганизационном, внутриорганизационном, межличностном, внутриличностном уровнях.

Наука о разрешении и регулировании конфликтов как раз и является одним из механизмов достижения определенного этапа относительного социального согласия. Нельзя также не согласиться с распространенной точкой зрения, что для достижения социального согласия, общественной гармонии, нужно начинать с гармонии внутриличностной, с уровня отдельного человека.

Несомненный интерес представляет точка зрения С.А. Эфирова[5], который разделяет такие виды социального согласия, как унитарное, тоталитарное согласие (характерное для тоталитарных государств и основанное на насильственном насаждении тех или иных догм, страхе и пр.), и согласие, свойственное цивилизованным демократическим государствам и основанное на системе глубинных демократических общечеловеческих ценностей.

Вопрос о социальном согласии осложняется и тем, что если есть четкие определения того, что есть социальный конфликт, то относительно того, что есть социальное согласие, дело обстоит сложнее. Как правило, исследователи затрудняются обозначить его структуру, составные части. Обычно социальное согласие рассматривается в едином контексте с конфликтом и солидарностью и сотрудничеством как средствами выхода из конфликта.

Итак, по результатам рассмотренного материала можно сделать вывод, что с точки зрения достижения практических результатов целесообразно использовать предлагаемый многими социологами подход к социальному согласию с позиции поставленной задачи, основы, на которой может возникнуть это согласие. Важно также рассматривать социальное согласие не как конечный результат, а как процесс, поскольку в любой момент согласие может превратиться во что-то иное. Это связано с тем, что конфликт и согласие – неизбежно взаимосвязанный процесс, социальные группы движутся к согласию через конфликт.

[1] См. Тернер Д. Структура социологической теории \\ М., 1986

[2] См. Преториус Р. Теория конфликта \\ Полис, 1991, №5

[3] Цитируется по: Тернер Дж. Структура социологической теории \\ М., Прогресс,1985

[4] Например, см. Фролов, Социология: сотрудничество и конфликты \\ М., Юристъ, 1997

[5] В контексте конфликтологии: проблемы коммуникации и управленческого консультирования. Сборник научных статей. \\ М., Институт социологии РАН, 1999

Страницы: 1 2 

Рекомендуем посетить:

Рекомендации социальному педагогу и родителям по организации взаимодействия с младшими подростками
В соответствии с вышеизложенным, можно сформулировать рекомендации по организации взаимодействия социального педагога с детьми младшего подросткового возраста и их родителями. Для организации эффективной работы по профилактике дезадаптац ...

Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
В основе этого стиля - единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском - результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его ...

Понятия "проблемная ситуация" и "проблема"
На протяжении своей жизни мы часто сталкиваемся с употреблением слова "проблема" и обычно понимаем под ним либо трудную головоломную задачу, для которой не так просто найти решение, либо какое-то внезапно возникшее затруднении. ...