Агрессия как форма проявления влияния средств массовой информации

Психологические материалы » Социолого-психологический анализ воздействия средств массовой информации » Агрессия как форма проявления влияния средств массовой информации

Страница 2

Посмотрев один из двух фильмов, ребенок проходил в другую комнату и садился перед пультом с двумя кнопками - зеленой с надписью "помощь" и красной с надписью "причинение вреда"; еще там была белая лампочка - "готовность". Затем испытуемому сообщали, что в соседней комнате ребенок пытается, играя на тренажере, получить приз и что каждый раз, когда загорается белый сигнал, ему можно либо помочь, нажимая кнопку "помощь", либо сделать пакость, нажимая кнопку "причинение вреда". Еще испытуемому объясняли, что, когда он нажимает на красную кнопку "причинение вреда", рукоятка, с помощью которой ребенок в соседней комнате управляет игрой, довольно чувствительно нагревается (может даже обжечь). В отличие от описанных выше экспериментов, где испытуемые "проявляли агрессию" по отношению к кукле, участникам данного эксперимента сообщали, что они могут причинить боль другому человеку. На самом деле, конечно же, никакого ребенка в соседней комнате не было и за время эксперимента реального вреда никому причинено не было.

В экспериментальной комнате ребенок оставался один, и белый сигнал "готовность" зажигался 20 раз. Как и ожидалось, испытуемые, смотревшие программу со сценами агрессии, причинили своей воображаемой жертве заметно больше вреда (что измерялось числом нажатий на кнопку "причинение вреда"), чем те, кто смотрел спортивные состязания. Более того, данные результаты оказались аналогичными как для мальчиков и девочек, так и для разных возрастных групп. Как мы уже отмечали, сходные результаты были получены во многих дальнейших экспериментах. Таким образом, представляется, что просмотр даже сравнительно коротких кино- и телеэпизодов, демонстрирующих насилие, может вызывать агрессивность в последующем поведении, если даже обстоятельства проявления насилия на экране сильно отличаются от экспериментальных условий, созданных для испытуемых.

Несмотря на то, что эксперименты смогли устранить некоторые недостатки ранних экспериментов с куклой, они тоже были подвержены критике. Так как имели следующие недостатки:

1. испытуемый может счесть, что экспериментатор одобряет агрессию, так как их пригласили на просмотр фильма со сценами агрессии;

2. в программах очень часто отсутствовал сюжет из-за вырезанных фрагментов;

3. просмотр отдельно взятой программы со сценами насилия не вырабатывает опыт, так как в повседневной жизни они всегда раздавлены другими передачами.

Учтя все замечания и недостатки, был проведен новый ряд экспериментов, исследующих влияние наблюдения за сценами насилия на развитие агрессивного поведения. В этих исследованиях начали изучать, насколько дети подвержены влиянию реалистического изображения насилия по телевидению за сравнительно долгий период – от нескольких дней до нескольких десятилетий. Фиксировалось также фактически агрессивное поведение в естественных условиях и в столь же широких временных рамках.

Исследования показали, что зависимость между наблюдением насилия и агрессивностью нельзя рассматривать однозначно. Нельзя утверждать, что посмотрев остросюжетную программу, где иногда совершаются агрессивные поступки, дети готовы накинутся на любого, кто встретился у них на пути. Судя по проценту положительных результатов в большинстве исследований, вероятность более яркого проявления агрессивных наклонностей после просмотра подобных материалов невелика. Кроме того, существует большое количество факторов, влияющих на количество осуществленных агрессивных действий, так что воздействие любого из них по отдельности не велико.

При проведении лонгитюдных исследований, необходимых для доказательства влияния телевидения, ученые придерживаются мнения, что даже самый детальный анализ биографии не сможет полностью раскрыть взаимосвязь между индивидуальной судьбой и насилием в обществе. Было доказано , что родители все еще представляют собой основную модель для поведения детей в плане потребления (выбор телепрограмм) поведение детей напрямую зависит от поведения родителей.

Отсутствие в Российском законодательстве не только необходимых правовых норм, ограничивающих демонстрацию насилия, жестокости, порнографии, но минимального контроля за исполнением запретов, установленных статьей 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральным законом "О рекламе", приводит к привыканию к проявлениям насилия в молодежной среде. При проведении всевозможных опросов было выявлено, что каждый седьмой из опрошенных детей не против дружить с лицом, нанесшим вред здоровью другого человека или совершившим умышленное противоправное действие.

Около половины готовы поддерживать контакты с людьми, совершившими кражу или грабеж. При этом более половины опрошенных обвиняют средства массовой информации в пропаганде культа насилия и жестокости, сексуальной распущенности, видят непосредственную связь между ростом преступности в стране и подавлением духовности и нравственности.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Заключение.
Происходящие изменения в жизни общества и системе образования обозначили проблему поиска путей и условий повышения общественной активности личности студента в процессе обучения в вузе. Особое место в воспитательной работе со студентами тр ...

Как научиться применению сознательного самовнушения
Основные принципы метода могут быть выражены в нижеследующих немногих словах: В каждое данное мгновение можно думать только об одной вещи, — иными словами, две мысли могут проникнуть в наш разум только последовательно, одна за другой, ни ...

Виды этнической идентичности
Для большинства индивидов характерна моноэтническая идентичность, совпадающая с официальной этнопринадлежностью. Как и другие варианты идентичности она проявляется в многочисленных уровнях интенсивности. При благоприятных социальноисторич ...