Дифференциальная диагностика ЗПР от сходных состояний

Психологические материалы » Специальная дошкольная педагогика и психология » Дифференциальная диагностика ЗПР от сходных состояний

Страница 3

Психология аномального детского развития - наука о закономерностях психического дисонтогенеза. Дисонтогенез - любое отклонение от нормального психического онтогенетического развития.

Объект психологии аномального развития - психическое развитие ребенка.

Предмет - законы психического дисонтогенеза.

Методологические основы психологии аномального развития были заложены Л.С. Выготским, сформулировавшим принципы отражающие законы психического онтогенеза.

Прижизненное опосредованное и произвольное формирование высших психических функций.

Зависимость строения психических процессов от способов их формирования: разные пути формирования ВПФ, в зависимости от характера повреждения функции, возможность формирования обходным путем.

Механизмы направления психической деятельности при дисонтогенезе подобны механизмам формирования психики в норме.

Психический дефект, формирующийся в процессе дисонтогенеза имеет сложное многоуровневое строение и охватывает все стороны психической жизни. Задачи, стоящие перед психологией аномального развития: Теоретические:

Проблема нормы и патологии. Общепсихологические задачи. Выработка критериев для разграничения нормы и патологии. Кроме того, предполагается описание психологической структуры нормы. Изучая возможные дисциплины возможно описание психологической структуры нормы, это возможно через отрицание отклонений. Но это до сих пор актуальная задача. Задача трансформации критериев, дифференциации нормального и аномального онтогенеза и построение психологической структуры нормального развития.

Выделение специфических законов, механизмов формирования нарушений психики. Существуют единые законы развития для аномального и нормального развития, но есть специфичные закономерности для аномалий развития. Общие механизмы: нарушение функций общения, нарушение процесса социализации, нарушение усвоения универсальных социальных знаний. Общие закономерности действуют при всех типах дисонтогенеза. Есть специфические закономерности, характерные для определенного вида дисонтогенеза.

Выявление структуры дефекта и механизмов его формирования при различных вариантах дисонтогенеза. В структуре дефекта выяснение соотношения первичных и вторичных составляющих.

Практические:

Клинико-диагностическая - описание структуры дефекта зависит от использования диагностических методик.

Воздействие - коррекция отклонений в развитии.

Экспертная оценка, оценка уровня развития ребенка с помощью количественных методик.

К детям с нарушениями зрения относятся слепые дети, с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением при остроте зрения 0,05 и ниже на лучше видящим глазу. Слабовидящие дети со снижением зрения от 0.05 до 0,2 на лучше видящим глазу при возможности очковой коррекции. Дети с косоглазием и амбриопией.

У детей с нарушением зрения возможно проведение коррекционных мероприятий в различных видах деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. При этом важно учитывать ведущий вид деятельности в рамках которого осуществляется наиболее адекватное развитие детей дошкольного возраста.

Младенческий возраст - это эмоциональное общение; ранний возраст - это предметно манипулятивная деятельность. Дошкольный возраст - это игровая деятельность.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем посетить:

Типология агрессивного поведения
Начало изучения психологических механизмов агрессивности связано с именем Зигмунда Фрейда, выделившего два фундаментальных инстинкта — инстинкт жизни (созидательное начало в человеке, Эрос, проявляющееся, в частности, в сексуальном влечен ...

Понятие агрессии
Слово агрессия происходит от латинского "aggredi", что означает "нападать". Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое ...

Зарождение социальной психологии как науки в России.
В дореволюционной России социальной психологии как самостоятельной дисциплины просто не существовало и ее проблематика разрабатывалась во всем комплексе общественных наук. (Напомним, что самостоятельный статус социальной психологии в мире ...