Современные психолого-педагогические технологии помощи аутичным детям

Психологические материалы » Специальная дошкольная педагогика и психология » Современные психолого-педагогические технологии помощи аутичным детям

Страница 1

РДА - это отрыв от реальностей, уход в себя, пассивность и легко ранимость в контакте со средой. Современные психолого-педагогические технологии помощи аутичным детям:

Оперантное обучение(поведенческая терапия), достаточно широко распространена в США. Метод предполагает создание внешних условий, формирующих желаемое поведение в самых различных аспектах: социально-бытовом развитии, речи, овладении учебными предметами и производственными навыками. Обучение проводится индивидуально. Формально эффективность метода достаточно высока: до 50-60% воспитанников становятся способными овладевать программой массовой школы, получают возможность работать достаточно успешно для того, чтобы обеспечить своё существование, а в отдельных случаях даже поступают в колледжи и университеты. Вместе с тем полученные в ходе обучения навыки с трудом переносятся в другие условия, носят ригидный характер, в большей и меньшей степени механический, и желаемый уровень гибкой адаптации к жизни в обществе, как правило, не достигается, а если это и происходит, то не только благодаря, но и в значительной степени и вопреки использованному методу.

ТЕАССН (американская программа). Программа ТЕАССН разработана в США. Развитие социальных умений и навыков на основе индивидуального возраста и психофизических особенностей детей. По мнению сторонников программы, следует направлять усилия не на адаптацию ребенка к миру, а на создание соответствующих его особенностям условий существования. Усилия направляются на развитие невербальных форм коммуникации, на формирование простых бытовых навыков. ТЕАССН - программа практически никогда не обеспечивает достаточно высокого уровня адаптации к реальной жизни, но она позволяет довольно быстро достичь положительных устойчивых изменений в работе даже с очень тяжелыми случаями аутизма. Цель - добиться возможности жить " независимо и самостоятельно" достигается, но только в особых, ограниченных или искусственно созданных условиях.

Помимо оперантной терапии и программы ТЕАССН на Западе используются холдинг - терапия (М. Уэлш), терапия "ежедневной жизнью" (К Китара), терапия "оптимальными условиями" (Б, и С. Кауфманы).

Из отечественных подходов к коррекции аутизма наиболее известна предложенная К.С. Лебединской и О, С, Никольской методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции, основанная на представлении об аутизме прежде всего как об аффективном расстройстве. В отличии от зарубежных методов большое значение отводится комплексности - постоянному взаимодействию педагогов, психологов и врачей - психиатров. Основные усилия направляются на коррекцию эмоциональной сферы, на эмоциональное тонизирование ребенка. Метод эффективен при работе с относительно легкими формами РДА, применение же его для случаев с глубокими аутистическими расстройствами представляется весьма проблематичным.

Одним из вариантов обучения аутичных детей и подростков в государственных учреждениях образования является создание специальных классов для аутичных детей в массовых школах и специальных школах других типов.

Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка.

Закономерности детского развития

• цикличность. Периоды подъема и интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Возраст является стадией развития и представляет собой цикл с особым темпом и содержанием;

• неравномерность развития. Личность, ее психические функции развиваются неравномерно. В раннем возрасте появляется первоначальная структура сознания. Каждый новый возрастной период характеризуется сменой доминирующей функции. Перестройка старой системы на новую является основным путем развития психических функций;

• метаморфозы в детском возрасте. Развитие не является только количественным изменением. Это качественное изменение, превращение одних форм в другие.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ факторы:

Все наше развитие, его темп, предел определяет наследственность человека. Наследственность является важной особенностью биологического фактора. Здесь важно сказать, что нет единого мнения по поводу того, что именно генетически обусловлено в психике человека. Отечественные психологи полагают, что наследуются прежде всего два момента - темперамент и задатки способностей.

СОЦИАЛЬНЫЕ факторы:

Среда является вторым фактором развития человека. Природная среда влияет на психическое развитие опосредованно - через существующие в данной среде виды трудовой деятельности и культуру. Они определяют систему воспитания детей. Социальная среда тоже является важным источником влияния. К социальной среде можно отнести общество, традиции, идеологию, религию. Вне социальной среды ребенок развиваться не может, т.е. он не может стать полноценной личностью.

Страницы: 1 2

Рекомендуем посетить:

Психологическая готовность к отцовству
У меня давно сложилось мнение, что любому мужчине просто необходимо стать отцом в определенный момент его жизни, так как это очень поспособствует его дальнейшему жизненному росту и развитию. Конечно же, я рассматриваю ситуацию в рамках но ...

Толерантность как способ разрешения и предупреждения конфликтов
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства мнений партнеров, отказ от доминирования и насилия. Толерантность предполагает готовность человека принять других такими, какие они есть ...

Проблемы группы в социальной психологии
Проблемы группы – один из важнейших вопросов социальной психологии и социологии. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, формируется в пересечении этих групп, находится под их влияни ...