Семейное воспитание в системе реабилитационной работы с детьми имеющими нарушения и отклонения в развитии

Психологические материалы » Специальная дошкольная педагогика и психология » Семейное воспитание в системе реабилитационной работы с детьми имеющими нарушения и отклонения в развитии

Страница 1

Семейное воспитание - это воспитание детей осуществляемое родителями или лицами их заменяющими (родственники, опекуны).

Семей. восп-е детей с наруш. слуха. Наиболее тяжелое последствие полной или частичной потери слуха - отсутствие или недоразвитие речи. Поэтому если глухой или слабослышащий ребёнок восп-ся в семье, особое внимание следует уделять формированию у него словесной речи - учить его понимать обращенную к нему речь, выражать свои желания, просьбы и т.п. Работу по формированию словесной речи надо начинать сразу же после того, как будет установлена что самостоятельно речь не развивается. Для того чтобы понять ребёнку что все предметы имеют своё название, из названия пишут на табличке крупными печатными буквами и прикрепляют их к соответствующим предметам. Для понимание речи окружающих, ребёнка приучают смотреть в лицо говорящего "читать с губ". Ребёнок подражает движениям губ говорящего - отраженно повторяет обращенную к нему речь. С помощью спец. приёмов родители могут сами учить детей произносить звуки, слова, фразы. Для получения необходимых указаний следует обратиться к специалистам - сурдопедагогам и логопедам. Для развития остатков слуха надо использовать звучащие и музыкальные игрушки, а при обращение к ребёнку громко говорить ему на ухо. Полезно проводить с ребёнком занятия по развитию речи, счёту, по развитию и использованию остатков слуха несколько раз в день по 10-15 мин. Дети должны заниматься лепкой, рисовать, конструировать и т.д. необходимо приучать детей лазать, прыгать, бегать, ходить по начерченным линиям, так как у детей с наруш. слуха часто нарушена моторика. Одна из особенностей воспит-я глухого ребёнка приучения его к бесшумным действиям: умение без стука закрывать дверь, ставить стулья, тихо выходить из-за стола, ходить не шоркая ногами и т.д. Очень важно чтоб такой ребёнок не был изолирован от своих слышащих сверстников. Для этого нужна помочь ребёнку войти в коллектив нормально слышащих детей, рассказать им как надо разговаривать с глухими, предотвратить возможные конфликты из-за неправильного отношения к ребёнку с наруш. слуха.

Семей. восп-е детей с наруш. зрения. Как только слепой ребёнок научиться ходить не следует оберегать его от самостоятельных движений. Нужно приучать его ходить и бегать по комнате, ориентироваться на голос человека и звук погремушки. Чтобы не ушибся надо убрать мебель. Затем ребёнок знакомится с расположением комнат в доме, с устройством двора и приучается самостоятельно передвигаться по комнате, во дворе и на ближайшей улице. Сначала он ходить держась за руку взрослого, затем рядом или впереди взрослого. Слепой ребёнок как и зрячий постоянно стремится к движению, выполнению какой - либо деятельности, но отсутствие зрения не позволяет ему видеть движения других людей, и естественная потребность двигаться начинает проявляться в раскачивание туловища, махание руками, подпрыгивание на одном месте и т.д. замедленность движений слепого прививает ему навыки ориентировки и самообслуживания, развивать органы чувств, расширяет его представления об окружающим. Познание окружающего мира осуществляется при правильном воспитание органов чувств. Можно научить слепого разбираться с помощью слуха определять по звуку различные виды транспорта, различать голоса птиц и животных, журчание ручья и д. р. звуки. Руки заменяют слепому глаза. Поэтому для развития осязания нужно научить слепого ощупывать предметы называя их части. Речь слепого развивается в процессе нормального общения с окружающими, слепому ребёнку надо рассказывать сказки, он должен слушать детские передачи по радио; необходимо учить ребёнка правильно отвечать на вопросы, пересказывать прочитанное в слух. Встречающее в тексте новые слова следует объяснять ребёнку при одновременном осязание им соответствующего предмета. Ребёнка учат рассказывать о знакомых ему предметах, о своих играх, выполненных заданиях. При такой конкретной основе его речь станет богаче, последовательнее и точнее. Кругозор и знания слепого ребёнка расширяется при целенаправленном знакомстве с сезонными изменениями в природе. Особое значение для его развития и познания им действительности имеют игрушки при подборе которых нужно обращать внимание на то, чтобы в них не было деталей искажающих форму предмета, выделялись типичные признаки предмета. Полезно применять озвученные игрушки, а для детей с остаточным зрением - цветные игрушки. Представление, память, внимание ребёнка развивается в сравнительных играх. Большую пользу приносят лепка, конструирование, аппликация, так как они служат средством развития руки, осязание и уточнения представлений о форме и пропорциях.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Самовосприятие и обратная связь в деловом общении
Проблематика восприятия себя как успешной личности и обратной связи от коллег и клиентов, описанная в практически-ориентированных работах непсихологами представляет серьезный интерес и для ученых. Зависимость между представлениями о себе, ...

История исследования проблемы. Причины индивидуальных кризисов.
Хотя проблематика кризиса индивидуальной жизни всегда была в поле внимания гуманитарного мышления, в том числе и психологического, в качестве самостоятельной дисциплины, развиваемой в основном в рамках превентивной психиатрии, теория криз ...

Психология управления.
Глубокие изменения в обществе на рубеже 20 и 21 веков обусловили интерес к социальному знанию, внимание к проблемам взаимосвязи общества и личности, руководителя и подчиненного. Среди дисциплин, изучающих общество и общественные отношения ...