Дети с ЗПР требуют особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении, которое необходимо сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
Необходимо помнить, что ребенок с такой патологией часто нуждается в помощи взрослого при выполнении заданий. Если родители не могут сами оказать такой помощи, целесообразно поместить ребенка в специальное учреждение, где ему будет предоставлена необходимая квалифицированная помощь, или пригласить специалиста-дефектолога для домашнего обучения ребенка.
Реализуя принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учебные программы и учебники системы специального образования указывают вариативные возможности освоения программного материала, предусматривают разные уровни трудности с учетом разных групп, обучающихся внутри класса и групп.
Сложными нарушениями развития называют наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка. При этом первичные нарушения, входящие в состав сложного дефекта, связаны с повреждением разных систем организма. Так могут сочетаться выраженные нарушения зрения и ДЦП, слуха и ДЦП, зрения и слуха, зрения и речи и тд.
В настоящее время выделяются группы детей со сложным дефектом:
умственно отсталые глухие или слабослышащие;
умственно отсталые слабовидящие или слепые (частично-видящие);
слепоглухонемые;
глухие слабослышащие.
В случае сложного нарушения развития, когда у ребенка имеется два первичных дефекта, можно рассматривать шесть разных нозологических вариантов:
1) первый дефект имеет генетическое, а второй экзогенное происхождение;
2) первый дефект имеет экзогенное, а второй генетическое происхождение;
3) оба дефекта обусловлены разными генетическими факторами, действующими независимо друг от друга;
4) оба дефекта обусловлены разными экзогенными факторами, действующими независимо;
5) оба дефекта представляют собой разные симптомы одного и того же наследственного синдрома или заболевания;
6) оба дефекта возникли в результате действия одного и того же экзогенного фактора.
Процесс обучения значительно усложняется, когда дело качается ребёнка со сложным дефектом. Сложный дефект - это не просто сумма двух (а иногда и более) дефектов; он является качественно своеобразным и имеет свою структуру, отличную от составляющих сложный дефект аномалии.
Нарушение слухового анализатора ведет к существенным отклонениям в развитии речи, формирование устной речи, в общем развитии ребенка. Снижение или отсутствие слуха негативно отражается на его психическом развитии, ограничивает возможности познания окружающего мира, затормаживает процесс овладения знаниями, умениями и навыками.
Ознакомление с окружающим миром позволяет сформировать представления об окружающих ребенка предметах, их свойствах и назначении; явлениях живой природы (растениях, животных), временные представления. Важнейшее значение следует придавать наблюдениям за деятельностью людей, условиями их жизни, занятиям; обучению ориентированию в окружающей обстановке; знанию различных бытовых учреждений; усвоению норм поведения, активизации их в собственном опыте ребенка при общении с людьми. Ознакомление с окружающим миром является основой для формирования речи: усвоения значений слов, обозначающих предметы, свойства, действия; понимания фраз с этими словами; самостоятельного использования вопросов, побуждений, ответов на вопросы, сообщений в общении со взрослыми и детьми.
Рекомендуем посетить:
Психологические основы адаптации младших подростков к условиям обучения
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе — одним из труднейших периодов школьного обучения. Однако для определения возможных путей ...
Семейное воспитание в системе реабилитационной работы с детьми имеющими нарушения
и отклонения в развитии
Семейное воспитание - это воспитание детей осуществляемое родителями или лицами их заменяющими (родственники, опекуны).
Семей. восп-е детей с наруш. слуха. Наиболее тяжелое последствие полной или частичной потери слуха - отсутствие или н ...
Формирование феномена отцовства
В данной части работы отцовство рассматривается в аспекте формирования феномена, т.е. по этапного развития проблематики «Становления образа себя в качестве будущего родителя». Развитие представлений об отцовстве у потенциальных родителей ...