Профессиональная деятельность и личность учителя - дефектолога

Психологические материалы » Специальная дошкольная педагогика и психология » Профессиональная деятельность и личность учителя - дефектолога

Страница 2

Важнейшие черты профессионального уч. - дефектолога: доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эмпатия, энергичность, верность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уверенность в своей работе, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность. Не должен распространять информацию о своих воспитанниках и их семьях, все должно быть конфиденциально.

Профессиональная компетентность педагога-психолога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению своей деятельности и характеризует его профессионализм.

Квалификационная характеристика - это свод обобщенных требований к педагогу-психологу на уровне его теоретического и практического опыта.

Психолого-педагогическая готовность заключается в:

• Знании методологических основ и категорий педагогики и психологии;

• Знании закономерностей социализации и развития личности;

• Знании целей и технологий воспитания и обучения;

• Законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества.

Психолого-педагогическая готовность является основой гуманистически ориентированного мышления педагога-психолога.

Педагогические умения - это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Структура профессиональной компетентности может быть раскрыта через педагогические умения.

Модель профессиональной компетентности выступает как единство теоретической и практической готовности педагога-психолога. Педагогические умения здесь объединены в 4 группы:

1. Умение ставить задачи.

2. Умение построить педагогическую систему (планирование, обоснованный отбор содержания, оптимальный выбор форм, методов и средств его организации).

3. Умение выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания.

4. Умение учета и оценки результатов психолого-педагогической деятельности:

самоанализ, самоотчет и т.д.

Содержание теоретической готовности:

Аналитические умения - осмысление, диагностика, педагогическая задача (психологическая проблема) и способы их решения.

Прогностические умения - прогнозирование результатов психолого-педагогической деятельности.

Проективные умения - учет при определении задач и отборе содержания деятельности; планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью .

Рефлексивные умения - анализ собственных действий и состояний и т.п. Содержание практической готовности:

Мобилизационные умения - создание специальных ситуаций, интерес к деятельности.

Информационные умения - сбор информации, анализ источников и т.п. Развивающие умения предполагают определение ЗБР (Л.С. Выготский), стимулирование познавательной самостоятельности. Ориентационные умения - формирование научного мировоззрения. Перцептивные умения (Бодалев) - восприятие, понимание, оценка педагогами-психологами социальных объектов (группах людей, групп, самих себя). Умения педагогического общения - коммуникативная культура педагога-психолога

У детей с ДЦП имеет место своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций. У ребенка с ДЦП на оптический и звуковой раздражитель возникает притормаживание общих действий. При этом отсутствует двигательный компонент ориентировочной реакции. У некоторых детей вместо ориентировочных реакций (поворота на звук или свет) возникают защитно-оборонительные реакции (плач, испуг).

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем посетить:

Определение личностных смыслов личности
Сложность и неоднородность природы личностных смыслов, двойственность источников их порождения, формирования и развития, разноплановость выполняемых ими функций предполагает их функционирование в качестве сложной многоуровневой системы. Б ...

Когнитивные и аффективные критерии этнической идентичности
Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. В психологии этническая идентичность рассматрив ...

Последователи Дж. Роттера и их методики
Итак, в первоначальном варианте теории субъективной локализации контроля Дж. Роттера выделялись лишь два типа локуса контроля: интернальный и экстернальный. Затем К. Уоллстоном была разработана трехмерная шкала локуса контроля, в которой ...