Система медико-педагогической помощи детям и подросткам в России

Психологические материалы » Специальная дошкольная педагогика и психология » Система медико-педагогической помощи детям и подросткам в России

Страница 3

с иными отклонениями в развитии - до 10 и 15 человек.

Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения в обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковременного пребывания. В таких группах занятия проводятся преимущественно индивидуально или небольшими подгруппами (по 2-3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Эта новая организационная форма предполагает занятия с разными специалистами ДОУ, общая продолжительность которых ограничена пятью часами в неделю. (Основание: инструктивное письмо Минобразования России от 29.06.99 № 129/23-16 "Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии")

В условиях российского дошкольного образования внедряется интегрированное обучение.

а) в общеразвивающих группах детских садов комбинированного вида, где функционируют также и компенсирующие группы;

б) в центрах развития ребенка, где осуществление коррекционной работы со всеми воспитанниками ДОУ изначально должно быть заложено в устав.

"начальная школа - детский сад" может рассматриваться как наиболее комфортная организационная форма для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Ребенок имеет возможность начинать школьную жизнь в знакомой, привычной обстановке вместе с большинством тех детей, которые посещали одну дошкольную группу. Кроме того, учителя начальных классов, как вило, хорошо знакомы с воспитанниками подготовительных к школе групп и имеют возможность осуществлять индивидуально - дифференцированный подход к каждому "проблемному" первокласснику практически с первых дней школьного обучения.

Нередки случаи, когда дети с отклонениями в развитии до 5-6-летнего возраста не воспитывались в дошкольном учреждении. Для подготовки таких детей к обучению в школе предусматривается ряд организационных форм. Для детей с выраженными отклонениями в развитии создаются дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах. Образовательные программы в них рассчитаны на 1-2 года, в течение которых у ребенка формируют предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде. Контингент таких отделений (групп) составляют преимущественно дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии, или дети, не имевшие ранее возможности посещать специализированное образовательное учреждение (например, при отсутствии детского сада компенсирующего вида в месте проживания семьи).

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это поражения головного мозга, которые дают о себе знать в детском возрасте. Это заболевание нельзя получить наследственным путём, к нему приводят какие-либо причины.

Классификация ДЦП

Перед тем как указать формы детского церебрального паралича, давайте немного разберёмся, какие бывают двигательные нарушения, именно они являются основными симптомами этого заболевания.

спастичность - этот вид нарушения связан с повышенным тонусом мышц

тремор - непроизвольное дрожание конечностей

атетоз - непроизвольные движения

атаксия - нарушение равновесия

ригидность - чрезмерная напряженность мышц

По локализации двигательных нарушений выделяют следующие формы:

моноплегическая форма - двигательные нарушения наблюдаются только на одной конечности

гемиплегическая форма - двигательные нарушения конечностей на одной стороне тела (симптомы проявляются частично или полностью на двух конечностях)

диплегическая форма - двигательные нарушения на обеих верхних либо нижних конечностях

квадриплегическая форма - двигательные нарушения наблюдаются на всех конечностях

По классификации К.А. Семеновой выделяют следующие формы:

спастическая диплегия - наблюдается преимущественное поражения ног

двойная гемиплегия - это спастический тетрапарез, руки могут быть поражены несколько больше, чем ноги

гемиплегия

гиперкинетическая форма

атонически-астатическая форма - понижение мышечного тонуса

смешанная форма

В 90-е годы по инициативе педагогов и психологов городские и окружные управления образованием стали открывать в массовых школах психолого-медико-педагогические консилиумы. В их функции входило обеспечение детям оптимальных условий обучения с учетом их возрастных и индивидуальных психофизических особенностей развития.

Основная цель ПМПК - это обеспечение в образовательном учреждении диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии, создание условий для их обучения и воспитания.

ПМПК играет важную роль в системе помощи детям с отклонениями в развитии, так как:

позволяет своевременно выявить и всесторонне обследовать ребенка

определяет потенциальные возможности ребенка для оказания ему целенаправленной специальной помощи (вопрос о месте дальнейшего обучения и воспитания ребенка)

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем посетить:

Социализация и социальная справедливость.
Социализация личности – процесс многогранный. Одним из основных его направлений является выработка в процессе освоения социального опыта и культуры ценностно-нормативной ориентации личности. При которой предписания общественных норм воспр ...

Социально-психологические аспекты работы с кадрами в ОВД
Множественность задач, стоящих перед милицией, ведет к развитию полифункциональности в деятельности, выделению групп сотрудников, выполняющих специфические функции. Различающаяся по применяемым способам деятельность различных работников м ...

Как научиться применению сознательного самовнушения
Основные принципы метода могут быть выражены в нижеследующих немногих словах: В каждое данное мгновение можно думать только об одной вещи, — иными словами, две мысли могут проникнуть в наш разум только последовательно, одна за другой, ни ...