аппаратурные поведенческие методики;
объективные тесты с выбором ответа;
тесты-опросники;
методики субъективного шкалирования;
проективные методики;
стандартизированное аналитическое наблюдение;
контент-анализ;
включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием;
психологическую беседу (интервью);
ролевую игру;
активный обучающий эксперимент;
качественный анализ деятельности.
Наблюдение - научный метод исследования, не ограниченный простой констатацией и регистрацией фактов, но научно объясняющий причины того или иного психологического явления. Житейские наблюдения имеют случайный, неорганизованный характер. Научный метод наблюдения - это переход от описания факта к объяснению его внутренней сущности (табл.1).
Таблица 1 Варианты наблюдения как метода исследования
Критерий выделения |
Вариант наблюдения |
Основная характеристика |
Субъект наблюдения |
Внешнее. Внутреннее (интроспекция) |
Прямое наблюдение за объектом со стороны. Наблюдение за собственными внутренними процессами или использование данных интроспекции испытуемых |
Процедура |
Свободно. Стандартизированное |
Не имеет установленных рамок или программы, может меняться по желанию наблюдателя. Ведется по четкой и заранее определенной программе, строго следуя ей |
Участие исследователя |
Включенное. Стороннее |
Исследователь участвует в процессе, за которым наблюдает. Личное участие исследователя в наблюдаемом процессе исключено |
Эксперимент (латин. experimentum - проба, опыт) - единственный метод исследования и проверки гипотезы, позволяющий достоверно установить, что наличие какого-либо одного фактора влечет за собой обязательное проявление другого. Хотя все прочие методы также могут выявить взаимосвязь явлений, они, тем не менее, не дают никакой информации о причинах такой взаимосвязи. Условия психологического эксперимента контролируются таким образом, чтобы можно было обнаружить эти причины.
Таблица 2. Варианты психологического эксперимента
Критерий выделения |
Вариант эксперимента |
Основная характеристика |
Условия проведения |
Лабораторный. Естественный. Полевой |
Искусственная ситуация с использованием специальной аппаратуры. Обычные жизненные условия, вмешательство психолога не нарушает их естественности для испытуемого. Использование минимума оборудования в ситуации, близкой к естественной |
Влияние на развитие психики |
Констатирующий. Формирующий (обучающий, воспитывающий) |
Выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующего свойства или качества на данный момент. Направленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств |
Тест - это серия однотипных стандартизированных кратких заданий (испытаний), которым подвергается испытуемый как носитель предполагаемого качества. Тесты с экспериментом объединяет то, что оба метода представляют собой систему заданий, предлагаемых исследователем испытуемому. Тест рождается из эксперимента, создается на его основе и становится самостоятельным методом при определении норм и стандартов его выполнения.
Рекомендуем посетить:
Психологический анамнез
В соответствии с принципами интегративной оценки сбор психологического анамнеза является, с одной стороны, необходимой частью построения психологической диагностической гипотезы, а с другой – представляет собой систему объективных данных, ...
Основные направления работы социального педагога с трудновоспитуемыми
детьми.
Они определяются прежде всего проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов. Хотя направления работы зафиксированы в квалификационной характеристике социаль ...
Выводы
Прежде всего, Интернет-контент должен быть подвергнут предварительному содержательному анализу, важно найти источники, которые содержат информацию, представляющую интерес и отвечающие задачам исследования. Такой анализ требует большого ко ...