Таблица 5. Качественные параметры оценки данных психодиагностики
Авторы |
Параметры |
С.Д. Забрамная |
Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования Понимание инструкции и цели задания. Характер деятельности Реакция на результат работы. |
В.И. Лубовский, И.А. Коробейников |
Особенности аффективно-личностной сферы Особенности работоспособности Общая характеристика деятельности Частные показатели интеллектуально-мнестической деятельности |
Н.Я., М. М Семаго |
Адекватность поведения Критичность Обучаемость |
В.И. Лубовский |
Определяющие нарушения, связанные с первичным дефектом, - зрительным и слуховым восприятием, психомоторикой, двигательной активностью и т.д. Речевое развитие Мыслительная деятельность Обучаемость |
Н. Усанова |
Принятие задачи Понимание инструкции Возможность самостоятельного выполнения заданий и поиска способов действий Результативность выполнения задания и возможность коррекции ошибок |
Рассмотрим подробна предлагаемые разными авторами параметры оценки.
С.Д. Забрамная считая обязательным учитывать в ходе обследования четыре показателя.
1. Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования (волнение - естественная реакция на новую обстановку, незнакомых людей). Должна настораживать чрезмерная веселость, фамильярность в обращении с психологом, неадекватность общения.
2. Понимание инструкции и цели задания. Выслушивает ли ребенок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе? Какого рода инструкция понятна ребенку: устная или устная с наглядным показом?
3. Характер деятельности. Обращается внимание на наличие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятельности, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, сосредоточенность в процессе работы. Учитывается общая работоспособность, наличие самоконтроля, саморегуляции. Одним из главных показателей является возможность использовать помощь: чем более выражена эта возможность, тем выше обучаемость ребенка. Важно учесть меру и характер оказываемой помощи. Показателем обучаемости является и перенос показанного ребенку способа деятельности на аналогичное задание;
4. Реакция на результат работы. Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации.
В.И. Лубовский и И.А. Коробейников выделяют четыре параметра качественно-количественной оценки результатов деятельности детей.
1. Особенности аффективно-личностной сферы - контакт, интерес, аффективный компонент продуктивности, активность, критика.
2. Особенности работоспособности - динамика продуктивности, истощаемость, переключаемость, внимание.
3. Общая характеристика деятельности - наличие ориентировочной части, понимание обращенной речи, вербализация, целенаправленность.
4. Частные показатели интеллектуально-мнестической деятельности - непосредственная кратковременная и долговременная память, простое кодирование, качество опосредованного запоминания, доступность опосредования, динамика обучения и качество переноса (обучающий эксперимент), конструктивный праксис, логические построения, простые и усложненные обобщения, анализ несообразностей.
Рекомендуем посетить:
Самовосприятие и обратная связь в деловом общении
Проблематика восприятия себя как успешной личности и обратной связи от коллег и клиентов, описанная в практически-ориентированных работах непсихологами представляет серьезный интерес и для ученых. Зависимость между представлениями о себе, ...
Психология управления конфликтными ситуациями.
Конфликт – это столкновение противоположных интересов (целей, позиций, мнений и др.) на почве соперничества; это отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми эмоциональными переживаниями[[3]].
В числе основных ст ...
Социализация и социальная справедливость.
Социализация личности – процесс многогранный. Одним из основных его направлений является выработка в процессе освоения социального опыта и культуры ценностно-нормативной ориентации личности. При которой предписания общественных норм воспр ...