Заключение по результатам психологического обследования детей с отклонениями в развитии

Психологические материалы » Специальная психология » Заключение по результатам психологического обследования детей с отклонениями в развитии

Страница 7

Таблица 5. Качественные параметры оценки данных психодиагностики

Авторы

Параметры

С.Д. Забрамная

Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования

Понимание инструкции и цели задания.

Характер деятельности

Реакция на результат работы.

В.И. Лубовский, И.А. Коробейников

Особенности аффективно-личностной сферы

Особенности работоспособности

Общая характеристика деятельности

Частные показатели интеллектуально-мнестической деятельности

Н.Я., М. М Семаго

Адекватность поведения

Критичность

Обучаемость

В.И. Лубовский

Определяющие нарушения, связанные с первичным дефектом, - зрительным и слуховым восприятием, психомоторикой, двигательной активностью и т.д.

Речевое развитие

Мыслительная деятельность

Обучаемость

Н. Усанова

Принятие задачи

Понимание инструкции

Возможность самостоятельного выполнения заданий и поиска способов действий

Результативность выполнения задания и возможность коррекции ошибок

Рассмотрим подробна предлагаемые разными авторами параметры оценки.

С.Д. Забрамная считая обязательным учитывать в ходе обследования четыре показателя.

1. Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования (волнение - естественная реакция на новую обстановку, незнакомых людей). Должна настораживать чрезмерная веселость, фамильярность в обращении с психологом, неадекватность общения.

2. Понимание инструкции и цели задания. Выслушивает ли ребенок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе? Какого рода инструкция понятна ребенку: устная или устная с наглядным показом?

3. Характер деятельности. Обращается внимание на наличие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятельности, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, сосредоточенность в процессе работы. Учитывается общая работоспособность, наличие самоконтроля, саморегуляции. Одним из главных показателей является возможность использовать помощь: чем более выражена эта возможность, тем выше обучаемость ребенка. Важно учесть меру и характер оказываемой помощи. Показателем обучаемости является и перенос показанного ребенку способа деятельности на аналогичное задание;

4. Реакция на результат работы. Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации.

В.И. Лубовский и И.А. Коробейников выделяют четыре параметра качественно-количественной оценки результатов деятельности детей.

1. Особенности аффективно-личностной сферы - контакт, интерес, аффективный компонент продуктивности, активность, критика.

2. Особенности работоспособности - динамика продуктивности, истощаемость, переключаемость, внимание.

3. Общая характеристика деятельности - наличие ориентировочной части, понимание обращенной речи, вербализация, целенаправленность.

4. Частные показатели интеллектуально-мнестической деятельности - непосредственная кратковременная и долговременная память, простое кодирование, качество опосредованного запоминания, доступность опосредования, динамика обучения и качество переноса (обучающий эксперимент), конструктивный праксис, логические построения, простые и усложненные обобщения, анализ несообразностей.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуем посетить:

Самовосприятие и обратная связь в деловом общении
Проблематика восприятия себя как успешной личности и обратной связи от коллег и клиентов, описанная в практически-ориентированных работах непсихологами представляет серьезный интерес и для ученых. Зависимость между представлениями о себе, ...

Психология управления конфликтными ситуациями.
Конфликт – это столкновение противоположных интересов (целей, позиций, мнений и др.) на почве соперничества; это отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми эмоциональными переживаниями[[3]]. В числе основных ст ...

Социализация и социальная справедливость.
Социализация личности – процесс многогранный. Одним из основных его направлений является выработка в процессе освоения социального опыта и культуры ценностно-нормативной ориентации личности. При которой предписания общественных норм воспр ...