Подростковая агрессия - чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе и т.д.). Изощрённую жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки; жестокость для них сплав мести, самоутверждения и самопроверки: меня все считают слабым, а я вот что могу!
Подростковые акты жестокости, как правило, совершаются сообща в группе. Роль каждого в отдельности устраняется («А я что? Я-как все!»). Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить.
Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение подростка в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечение также и в другой[30].
Принадлежность подростка к деликвентной группе даёт социально ущербному подростку новые критерии и способы самоутверждения, позволяя видеть себя в благоприятном свете не за счёт социально положительных, в которых он оказался банкротом, а за счёт социально отрицательных черт и действий.
Новая, негативная социальная идентичность предполагает и новые критерии самооценок, зачастую прямо противоположные прежним, так что бывший минус становится плюсом.
Показателем социальной зрелости личности служит её готовность быть активным, сознательным, полноценным членом общества, выполняющим многочисленные профессиональные, общественные, внутрисемейные, товарищеские и другие функции и обязанности[31].
Социально зрелая личность способна не только успешно адаптироваться к своей среде, но и активно влиять на неё, перестраивая своё окружение в соответствии со своими убеждениями, принципами и ценностными ориентациями.
Таким образом, сущность кризиса развития составляет противоречие внутри подростка, внутри его представления о себе, в его самосознании, открытии собственного «Я», поиска своего места в системе человеческих формы отношений. Этот поиск принимает значительные раздраженно-капризные, вносит конфликты в отношения подростков. В результате попытки достичь независимости подросток может попасть под влияние группы сверстников, агрессивное поведение которых может являться нормой, принятой в этой группе. Такая характеристика социальной ситуации развития, как изменение структуры отношений «взрослый – ребенок», при неблагоприятном развитии может привести к ослаблению влияния семьи и нарушить социальные связи подростка, что в свою очередь, ведет к негативному развитию личности подростка и формированию у него агрессивного поведения. Поэтому создание общности в жизни взрослого и подростка, расширение сферы сотрудничества и содержательных контактов составляет необходимые условия профилактики агрессивного поведения[32].
Рекомендуем посетить:
Показатели социально-психологического климата.
Социально-психологический климат как интегральное состояние коллектива включает в себя целый комплекс различных характеристик. Поэтому его невозможно измерить по какому-либо одному показателю. Разработана определенная система показателей, ...
Способы борьбы со стрессом
Попытаемся объяснить, что происходит в организме во время стресса.
В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или ...
Средства снятия психо-эмоционального напряжения
Очень важно научиться самому справляться со своими стрессами, при этом ключевой момент - максимально точно определить, с какого рода стрессором вы встретились, а уж только после этого принимать определенные меры.
Здесь важно помнить, что ...