Специфика взаимоотношений с матерью как условие агрессивности в подростковом возрасте

Психологические материалы » Специфика взаимоотношений с матерью как условие агрессивности в подростковом возрасте

Актуальность исследования. Напряжённая, неустойчивая экономическая, политическая и социально - психологическая ситуация, сложившаяся в настоящее время в обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей и подростков. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте.

Микросреда, в которой вращается современный подросток, весьма неблагоприятна. Он сталкивается в той или иной мере с различными формами отклоняющегося поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье), и в школе. Особенно неблагоприятной обстановкой, приводящей к появлению отклонений в сфере морали и поведения является городская среда с ее анонимностью, безличным характером взаимоотношений между людьми, с большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов. Освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твёрдых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде.

Наблюдающийся кризис системы ценностей, вымывание общепринятых норм и правил поведения привели к тому, что в обществе чрезвычайно большое значение стало придаваться накоплению богатства как символу успеха, оказывающему влияние на формирование жизненных и социальных ориентиров и идеалов у подростков. Именно в этом направлении происходит формирование, развитие соответствующих потребностей, ценностных ориентаций у подрастающего поколения.

По мнению социологов, психологов и педагогов внешними факторами, негативно влияющими на развитие и поведение детей и подростков, являются: во-первых, негативные процессы, происходящие в обществе; во-вторых, состояние семьи, ее атмосфера; в- третьих, факторы риска, идущие от недостатков внутришкольной жизни.

Однако помимо негативных внешних, объективных воздействий на ребёнка оказывают влияние внутренние факторы риска. К ним относятся: ощущение собственной незначительности и ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание или неприятие социальных норм и ценностей, неумение практически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства и реакции на себя самого и других людей.

Эти группы факторов оказывают существенное влияние на возникновение агрессивного поведения подростков.

Отсюда возникает общественная и научная необходимость изучения психологического содержания агрессивного поведения подростков, выявления факторов и условий, влияющих на его формирование в различных сферах жизни подрастающего человека и, особенно, в семье, а также определение путей профилактики этого опасного явления. Это и объясняет актуальность выбранной темы дипломного исследования.

Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии, по существу, только начинается, хотя отдельные вопросы изучения агрессиии и агрессивного поведения привлекли внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ (Г.М. Андреева, В.В. Знаков, С.В. Ениколопов, Л.П. Колчина, И.Д. Левитов, Е.В. Романин, С.В. Рощин, Т.Г. Румянцева), в том числе и рассматривавших особенности деликвентного поведения подростков (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, Г.М. Миньковский, И.А. Невский, Т.Н. Курбатова).

Изучению природы агрессивности, тревожности посвящены работы зарубежных ученых А. Бандуры, А. Басса, Л. Берковца, С. Розенцвейга, а также З. Фрейда, А. Адлера, Э. Фромма, К. Хорни, У. Шутца. По мнению этих авторов (З. Фрейд, А. Адлер), лиц с отклоняющимся поведением отличают чувство повышенной тревожности, агрессивность, ригидность, комплекс неполноценности.

А. Бандура, например, считает, что агрессия есть результат искажённого процесса социализации, в частности, злоупотребление родителями наказаний, жестоким отношением к детям.

Л. Берковец указывает, что между объективной ситуацией и агрессивным поведением человека всегда выступают две опосредующие причины: готовность к агрессии (злость) и интерпретация - толкование для себя данной ситуации.

По мнению Э. Квятковской - Тохович, причиной агрессивности выступают конфликтность, нарушение эмоциональных связей в семье, таким образом, на первый план выступают условия семейного воспитания в детстве.

С.А Беличева дает анализ генезиса отклоняющегося поведения несовершеннолетних с позиции междисциплинарного подхода, раскрывая психологические характеристики семей, детей, подростков группы социального риска, показывая пути их психолого-педагогической поддержки, реабилитации.

Вопросы профилактики, коррекции агрессивного поведения подростков рассматривает также Л. М. Семенюк, Р. В. Овчарова.

Р. Бэрон, Д. Ричардсон анализируют основные теории возникновения агрессии, рассказывают о методах изучения агрессии, затрагивают вопросы о влиянии различных факторов на формирование агрессивного поведения, а также описывают превентивные меры по борьбе с данным поведением.

Однако, несмотря на многочисленные исследования различных аспектов агрессивного поведения подростков, условий и факторов, влияющих на его формирование, эти проблемы до конца не разработаны. Нет единого мнения среди учёных по поводу влияния непосредственно неблагоприятных условий семейного воспитания на становление агрессивного поведения подростков.

Крайне важной является задача определения путей профилактики агрессивного поведения подростков и повышение роли семьи и семейного воспитания в этой работе.

Нельзя забывать о влиянии на формирование личности подростка социальной ситуации развития в целом (Л.С. Выготский изучал вопросы, касающиеся социальной ситуации развития), то есть не только микросоциума (семья, школа, ровесники), но и макросоциума (экономические, культурно - исторические, национальные особенности), которая, будучи неблагоприятной, может способствовать формированию агрессивного поведения подростков.

Всё это указывает на актуальность и практическую значимость настоящего исследования.

Рекомендуем посетить:

Специфика профессионального общения в социальной работе
Глубинный смысл социальной работы, ее сердцевина заложены в сострадании, сочувствии и любви к человеку, желании пробудить в нем силы для возрождения. Истоки социальной работы как филантропической деятельности лежат в области нравственност ...

Сравнительная характеристика аффективных расстройств
Аффективные расстройства представляют собой группу клинических состояний, характеризующихся нарушением настроения, потерей способности контролировать свои аффекты и субъективным ощущением тяжелых страданий. Аффективные расстройства сопров ...

Конфликт: его понятие и сущность
Как показывает практика, конфликт часто ассоциируется с негативными эмоциями и такими состояниями, как напряжение, беспокойство, зависть, ревность, враждебность, обида, досада, боль, травма, стресс, апатия, ярость, гнев и т.д. Несмотря н ...