Пути преодоления агрессивного поведения и его профилактика

Страница 1

Тактика психотерапевтических воздействий строится в зависимости от природы агрессивного поведения ребёнка. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание, в другом - включить агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый, социально приемлемый смысл; в третьем - не принять агрессию и установить запрет на подобные действия; в четвёртом - активно подключаться в игровой ситуации к разворачиванию или “растягиванию” агрессивных действий, в основе которой лежит страх, и добиваться эмоционально положительного разрешения психодрамы[58].

Представляется целесообразным строить психологическую коррекционную работу при различных формах агрессивного поведения с учётом уровней агрессии.

Первый уровень - переживания эмоционально-негативных состояний с эмоциями раздражения, недовольства, гневливости. Именно поэтому на первом этапе работы с агрессивными подростками необходимо обучение их различным формам саморегуляции, начиная от дыхательных упражнений до более сложных форм аутогенной тренировки.

Второй уровень связан с эмоционально-личностным, дифференцированным отношением, поэтому на втором этапе работы целесообразно акцентировать внимание на психокоррекционных мерах воздействия, ориентированных на личностные установки.

К наиболее стандартным приёмам относят планомерное и систематическое обсуждение проблемы, вызывающей дистресс; дистанционирование от неё с последующей переоценкой; формирование новых форм психологической поддержки в кризисных ситуациях[59].

На завершающем этапе ведущей задачей становится формирование осознанной необходимости изменения стиля поведения.

Конечной целью воспитательных усилий является формирование устойчивого уровня правового и морального самосознания с учётом факторов, способствующих росту самосознания, главным из которых следует считать адекватное восприятие образа “Я” с незначительным расхождением между реальной и идеальной самооценкой, а также высоким уровнем самоконтроля и способности самостоятельно действовать оптимальным образом в различных жизненных ситуациях.

Превентивные меры и управление агрессией могут осуществляться через её эллиминацию (наказание, катарсис), демонстрацию моделей конструктивного поведения, когнитивные методы контроля агрессии (анализ отягчающих обстоятельств провокации агрессии, атрибуция “за что?”), через индукцию несовместимых реакций (эмпатия, юмор), тренинг социальных умений, обучение самоконтролю и управлению своим поведением.

Составление и реализация психокоррекционных программ опирается в каждом конкретном случае на ту или иную теоретическую модель, собственную концепцию психолога, особенности группы и её участников и др. параметры.

В ходе тренинга решаются следующие задачи: распознание и идентификация собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с асоциальными детьми; снятие личностных и профессиональных зажимов и ограничений; освоение методики контакта с неблагополучными детьми и выработка стиля эффективного взаимодействия.

В работе с агрессивными детьми показаны психогимнастика, изотерапия, игровая коррекция поведения. Они направлены на снижение эмоционального напряжения, формирование у подростков моральных представлений, развитие способности понимать и адекватно выражать своё эмоциональное состояние, обучение саморелаксации, тренинг психомоторных функций.

Показана также групповая психотерапия, которая решает следующие задачи: повышение самооценки; тренировка механизма совладания с патогенными воздействиями, приходящимися на место наименьшего сопротивления акцентуаций характера; разрушение инфантильной психологической защиты; предотвращение десоциализации подростков.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Положение женщины в профессиональной сфере.
В современном обществе мало кто выступает против участия женщин в обеспечении семейного благосостояния. Согласно опросам украинских граждан 75% согласны с тем, что и муж и жена должны делать вклад в семейный бюджет. Но, не смотря на это, ...

Особенности творческих личностей
Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллекту ...

Чем не является стресс
Термин "стресс" часто употребляют весьма вольно, появилось множество путаных и противоречивых определений и формулировок. Поэтому полезно будет сказать, чем не является стресс. Стресс - это не просто нервное напряжение. Этот фа ...