Тактика психотерапевтических воздействий строится в зависимости от природы агрессивного поведения ребёнка. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание, в другом - включить агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый, социально приемлемый смысл; в третьем - не принять агрессию и установить запрет на подобные действия; в четвёртом - активно подключаться в игровой ситуации к разворачиванию или “растягиванию” агрессивных действий, в основе которой лежит страх, и добиваться эмоционально положительного разрешения психодрамы[58].
Представляется целесообразным строить психологическую коррекционную работу при различных формах агрессивного поведения с учётом уровней агрессии.
Первый уровень - переживания эмоционально-негативных состояний с эмоциями раздражения, недовольства, гневливости. Именно поэтому на первом этапе работы с агрессивными подростками необходимо обучение их различным формам саморегуляции, начиная от дыхательных упражнений до более сложных форм аутогенной тренировки.
Второй уровень связан с эмоционально-личностным, дифференцированным отношением, поэтому на втором этапе работы целесообразно акцентировать внимание на психокоррекционных мерах воздействия, ориентированных на личностные установки.
К наиболее стандартным приёмам относят планомерное и систематическое обсуждение проблемы, вызывающей дистресс; дистанционирование от неё с последующей переоценкой; формирование новых форм психологической поддержки в кризисных ситуациях[59].
На завершающем этапе ведущей задачей становится формирование осознанной необходимости изменения стиля поведения.
Конечной целью воспитательных усилий является формирование устойчивого уровня правового и морального самосознания с учётом факторов, способствующих росту самосознания, главным из которых следует считать адекватное восприятие образа “Я” с незначительным расхождением между реальной и идеальной самооценкой, а также высоким уровнем самоконтроля и способности самостоятельно действовать оптимальным образом в различных жизненных ситуациях.
Превентивные меры и управление агрессией могут осуществляться через её эллиминацию (наказание, катарсис), демонстрацию моделей конструктивного поведения, когнитивные методы контроля агрессии (анализ отягчающих обстоятельств провокации агрессии, атрибуция “за что?”), через индукцию несовместимых реакций (эмпатия, юмор), тренинг социальных умений, обучение самоконтролю и управлению своим поведением.
Составление и реализация психокоррекционных программ опирается в каждом конкретном случае на ту или иную теоретическую модель, собственную концепцию психолога, особенности группы и её участников и др. параметры.
В ходе тренинга решаются следующие задачи: распознание и идентификация собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с асоциальными детьми; снятие личностных и профессиональных зажимов и ограничений; освоение методики контакта с неблагополучными детьми и выработка стиля эффективного взаимодействия.
В работе с агрессивными детьми показаны психогимнастика, изотерапия, игровая коррекция поведения. Они направлены на снижение эмоционального напряжения, формирование у подростков моральных представлений, развитие способности понимать и адекватно выражать своё эмоциональное состояние, обучение саморелаксации, тренинг психомоторных функций.
Показана также групповая психотерапия, которая решает следующие задачи: повышение самооценки; тренировка механизма совладания с патогенными воздействиями, приходящимися на место наименьшего сопротивления акцентуаций характера; разрушение инфантильной психологической защиты; предотвращение десоциализации подростков.
Рекомендуем посетить:
Переговоры на основе интересов
Альтернативой позиционному торгу является стратегия ведения переговоров на основе интересов. В отличие от позиционного торга, который ориентирован на конфронтационный тип поведения сторон, переговоры на основе интересов являются реализаци ...
Анализ понятия «толерантность» и проблемы её формирования на современном
этапе развития теории и практики педагогики
Толерантность – понятие многоаспектное и может рассматриваться в психологии как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Толерантность в нашем понимании – это, с одной стороны, цель и результ ...
Индивидуально-психологические особенности школьников
Люди различаются между собой не только характером, акцентуированными чертами и темпераментом. Даже не проявляя, черт, выделяющих личность на фоне среднего уровня, люди все же несходны между собой. Имеются в виду те особенности, которые пр ...