Пути преодоления агрессивного поведения и его профилактика

Страница 2

Иными словами, цель групповой психотерапии - научить подростка по-взрослому воспринимать окружающую жизнь и видеть пути своего развития.

Педагогическая коррекция поведения акцентуированных подростков требует строго индивидуального подхода, в основе которого лежат специфические особенности данной акцентуации[60].

Своевременное распознание типа акцентуаций характера является необходимым для профилактики и коррекции нарушений поведения, эмоциональных срывов или нервно-психических отклонений у подростков. Зная тип акцентуации, психолог может посоветовать родителям изменить тактику семейного воспитания, дать рекомендации педагогам по исключению из педагогической практики тех или иных провоцирующих воздействий на подростка. Так, скажем, гипертимный, расторможенный подросток требует особых мер педагогической коррекции, в которых наибольшее внимание оказывается социально-организованному выходу неуёмной энергии, шумливости, подвижности этих ребят путём вовлечения их в занятия спортом, активные виды деятельности, требующие повышенного расхода мышечной энергии. Напротив, шизоидный тип, склонный к углубленным, часто непродуктивным интеллектуальным занятиям, страдающий коммуникативными расстройствами, затрудняющими его взаимодействие с окружающими, нуждается в расширении системы взаимоотношений со сверстниками на основе своих излюбленных занятий. Если в воспитательной работе игнорировать особенности личности акцентуированных подростков, вместо индивидуального подхода применять авторитарные методы, неизбежны нервные срывы и асоциальные проявления[61].

Раннюю профилактику отклонений в поведении подростков следует рассматривать с позиции предупреждения процесса десоциализации и управления процессом социализации несовершеннолетних, что заключается в нейтрализации десоциализирующих влияний, а также в осуществлении мер психолого-педагогической коррекции и социально-педагогической реабилитации.

Меры по нейтрализации десоциализирующих влияний должны носить прежде всего психолого-педагогический характер и быть направлены на создание воспитывающей среды в условиях школьного, семейного, внешкольного окружения.

Такого рода меры должны осуществляться общими органами ранней профилактики (школами, внешкольными, досуговыми центрами, психологическими службами и т. д.)

Рассмотрение ранней профилактики с позиции предупреждения процесса десоциализации позволяет углубить круг знаний о неблагоприятных факторах и условиях, обуславливающих агрессивное поведение подростков, и, в свою очередь, расширить сферу применения воспитательно-профилактических мер по предупреждению отклонений в сознании и поведении подростков.

Следует подчеркнуть, что ведущая роль в предупреждении агрессивного поведения подростков отводится мерам общего социально- педагогического характера, то есть совершенствованию системы образования и воспитания подрастающего поколения, оздоровлению ближайшего окружения подростков и прежде всего условий их семейного воспитания.

Становление агрессивного поведения - сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Изучение таких факторов является важной областью исследований, целью которых является разработка профилактических мер по борьбе с негативным воздействием данных факторов на формирование поведения подростка.

2. На становление агрессивного поведения влияют, прежде всего, неблагоприятные факторы семейного воспитания (стиль семейного воспитания, характер семейных взаимоотношений, тип семьи, родительский контроль и теплота).

3. Наиболее неблагоприятными являются следующие стили семейного воспитания: попустительско-снисходительный стиль, жёстко-авторитарный стиль, непоследовательный стиль, воспитание по типу "кумир семьи".

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Меры по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков
Педагогическая коррекция агрессивного поведения детей в учебном процессе. Важное место в жизни ребенка занимает школа. Здесь в ходе учебного процесса он познает мир, учится читать и писать, изучает законы и явления природы и общества, ус ...

Концепция состояний памяти
Основные положения концепции состояний памяти заключаются в следующем: память выступает как единое свойство, поэтому нет деления на кратковременную и долговременную. Память существует в активной форме, готовой к реализации в данный момент ...

Сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося, как стиль взаимодействия
Отношения педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление и развитие личности школьника. Базу этих отношений в технологии саморазвития составляет личностный подход и педагогика сотрудничества. Это означает гумани ...