Заключение

Страница 1

Становление агрессивного поведения - сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Изучение таких факторов является важной областью исследований, целью которых является разработка профилактических мер по борьбе с негативным воздействием данных факторов на формирование поведения подростка.

На становление агрессивного поведения влияют, прежде всего, неблагоприятные факторы семейного воспитания (стиль семейного воспитания, характер семейных взаимоотношений, тип семьи, родительский контроль и теплота).

Наиболее неблагоприятными являются следующие стили семейного воспитания: попустительско-снисходительный стиль, жёстко-авторитарный стиль, непоследовательный стиль, воспитание по типу "кумир семьи".

Анализ содержания социальной ситуации развития подростка и подросткового кризиса показал, что подростковый возраст таит в себе возможности для формирования агрессивного поведения (противоречивость поведения, стремление к самоутверждению, самовыражению, поиск своего «Я», поиск своего места в системе человеческих отношений, потребность в обособлении, автономии от взрослых, общение со сверстниками и др.).

Социально-психологическое содержание агрессивного поведения подростков включает в себя факторы, условия и механизмы его формирования. К социально-психологическим факторам и условиям формирования агрессивного поведения относятся: а) внешние факторы (негативные процессы, происходящие в обществе; состояние семьи, её атмосфера; факторы риска, идущие от недостатков в организации внутришкольной жизни, негативное влияние средств массовой информации), при этом определяющим внешним фактором является семья; б) внутренние факторы и условия (низкая самооценка, неуверенность в себе, ощущение собственной незначительности и ненужности, незнание или непринятие социальных норм и ценностей, неумение практически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства и реакции на самого себя и др. людей и т.д.).

К социально-психологическим механизмам, влияющих на формирование агрессивного поведения, можно отнести следующее комплексное сочетание в личности подростка нескольких негативных факторов; отклонения в виде характерологических черт, так называемые акцентуации характера; нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушение общения со сверстниками и с взрослыми, деформация социальных связей и т.д.

Целью нашего исследования стало определение особенностей семейной ситуации, влияющие на формирование агрессивного поведения подростков.

Нами была выдвинута гипотеза исследования: можно предположить, что специфика отношений матери влияет на агрессивность подростка: гиперпротекция является условием физической агрессии, потворствование – вербальной агрессии, эмоциональное отвержение – условием обиды.

В исследовании приняли участие 40 подростков, учащихся 7-8-х классов муниципальной общеобразовательной школы № 51 и их матери.

В исследовании применялись методики: тест руки (Hand test), методика «Диагностика показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки, опросник «Родителей оценивают дети» (РОД) и опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ).

В результате проведенного исследования можно отметить, что условиями проявления раздражения и негативизма являются повышенная неуверенность матери, которая чаще всего ложится в основу господствующей или доминирующей гиперпротекции, вынесение конфликтов между супругами в сферу воспитания, являющееся также причиной типа воспитания, соединяющего потворствующую гиперпротекцию матери и отвержение или доминирующую гиперпротекцию отца, что представляется подростками, как чрезмерная опека, потворствование, и что вызывает агрессивные реакции в форме враждебности, раздражительности и негативизма.

Условием проявления физической агрессии являются опасения матери относительно самостоятельности ребенка, стремление к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка, на фоне эмоционального отвержения подростка, причиной которого является то, что мать видит в ребенке отрицательные черты, наличие которых она ощущает у себя, но не признает этого.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Научно-теоретические подходы к исследованию проблемы развития детей младшего школьного возраста с ЗПР
Взгляд отечественных психологов и педагогов на психологические проблемы задержки психического развития детей Неуспеваемость, особенно если она проявляется еще в начальных классах, существенно затрудняет овладение ребенком обязательной шк ...

Социальная защита детей, подвергшихся насилию в семье
Сегодня существует большая сеть ведомств, занимающихся решением проблемы насилия в семье (службы семьи, материнства и детства, учреждения здравоохранения, образования, бюро судебно-медицинской экспертизы, правоохранительные органы, прокур ...

Этапы формирования энграмм
Энграмма — след памяти, сформированный в результате обучения. Описание памяти может быть выполнено по динамике развития процессов, приводящих к формированию энграммы, по состоянию памяти, характеризующему ее готовность к воспроизведению э ...