Возрастной аспект социальной перцепции

Страница 1

Одновременно с развитием психической деятельности ребенка, формированием у него потребности в общении, познании происходит развитие процесса восприятия человека человеком. А. А. Бодалев пишет, что развитие опыта восприятия межличностного взаимодействия целенаправленно действует на развитие социально-перцептивных способностей человека [7].

Активно развивается социально-перцептивный процесс в младенчестве и раннем детстве. Похлопывания, поглаживание, запахи человеческого тела, речь взрослых с первых дней жизни способствуют выделением младенцем человека как чего-то принципиально отличного от окружающего мира, поддерживают оптимальный уровень психологической близости между ребенком и социальным окружением, формируют их отношения, дают ощущение ребенку его значимости и ценности для окружающих.

Уже в конце первого – начале второго месяца жизни ребенок начинает выделять взрослого из окружающей среды, сначала улыбкой, потом – реагировать на него «комплексом оживления», который проявляется в эмоционально положительной реакции ребенка на взрослого, сопровождающейся улыбкой, активными движениями, вокализацией, фиксированием взгляда на лице взрослого и прислушиванием к его голосу. Все это свидетельствует, что ребенок перешел на новый этап развития [25, c. 8]. «Комплекс оживления», по мнению А. А. Бодалева, и есть начало формирования образа другого человека, подготовленное всем предшествующим взаимодействием с ним. В это время образ представляет собой рыхлое, аморфное, недифференцированное ядро, на его основе осуществляется комплексное восприятие и отражение невербального поведения близких людей [28].

Восприятие ребенком человека является необходимым актом проявления и удовлетворения важнейшей социальной потребности – потребности в общении. В то же время именно в процессе общения с взрослыми особенно интенсивно развивается восприятие его ребенком. Развитие образа идет в направлении от общего к частному, от недифференцированного к точному, от полимодального восприятия к специфическому.

Ситуативно-личностная форма общения (по М. И. Лисиной) является в младенческом возрасте ведущей деятельностью, т.е. определяет дальнейшее психофизическое развитие ребенка. М. А. Панфилова пишет, что именно в эмоциональных контактах у ребенка возникает стремление поделиться со взрослыми своими переживаниями и способность сопереживать ему. Оформляются аффективно-личностные связи между ними, которые могут обеспечить формирование доброжелательного отношения ребенка к людям, к окружающему миру и воспитать уверенность в себе [25].

В первом полугодии складывается отношение к взрослому как к партнеру по общению, но в это время ребенок еще не может дифференцировать отрицательные невербальные проявления взрослого от положительных. Образ другого человека расплывчат, неиндивидуализирован, недифференцирован. Начиная с шестимесячного возраста, ребенок уже способен воспринимать невербальное поведение взрослых как показатель их психического состояния, отношения взрослых к нему. Отношение к сверстнику, как к «очень интересному предмету: ребенок изучает и ощупывает его, не видит в нем человека» [25, c. 9], также свидетельствует о неточности образа человека.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Сравнительный анализ сказок, выполненных студентами музыкального и психологического факультетов.
Следует отметить следующие особенности в написании сказок у студентов. В исследовании принимали участие только девушки, в сказках же идентификация с противоположным полом наблюдается в 70% случаев (8 из 10 рассказов у музыкантов; 6 из 10 ...

Цели и задачи специальной психологии, методы и принципы
Специальную психологию можно определить как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы) и проявляющихся в замед ...

Самовосприятие и обратная связь в деловом общении
Проблематика восприятия себя как успешной личности и обратной связи от коллег и клиентов, описанная в практически-ориентированных работах непсихологами представляет серьезный интерес и для ученых. Зависимость между представлениями о себе, ...