Возрастной аспект социальной перцепции

Страница 4

3) осознается сюжет картины и адекватно воспринимается ее эмоциональное содержание.

Немаловажное значение имеет и то, какое эмоциональное состояние воспринимают дети: эмоцию радости и гнева, выраженную в мимике персонажей на картине, дошкольники улавливают легче, нежели выражение грусти и печали [30].

Важную роль в развитии социальной перцепции ребенка играет взрослый. В процессе руководства деятельностью детей, их общением, восприятием ими художественных произведений взрослый (родитель, воспитатель) обращает внимание на разные стороны поведения дошкольника, его внешний вид, проявление личностных, интеллектуальных волевых качеств. Оценивая и фиксируя их, взрослый не только помогает детям лучше понять окружающих людей, но и формирует у них «точки зрения на людей», «эталоны», с которыми они должны «сверять» свое поведение и которыми они должны «мерить» поведение своих товарищей. Очень значимо в этом процессе поведение и внешний облик самого взрослого, сложившиеся взаимоотношения в его личной микросреде [7, c. 147].

В школьном возрасте содержание образа другого человека усложняется. Так, в деятельности подражания школьника на смену копированию внешнего поведения старших и сверстников приходит подражание их внутренним качествам, их чертам характера. Школьник переходит на более высокую ступень развития умения дифференцировать различные стороны внешнего облика и формы поведения людей и расшифровывать их психологическое содержание.

Школьнику невербальное поведение несет информацию не только о внешней активности человека и его эмоциональных состояниях, но и о качествах личности, о ее социально-психологических особенностях. Психологи предполагают, что в школьном возрасте начинается переориентация личности с анализа психологических особенностей воспринимаемого человека на его социально-психологические характеристики, на свойства его как субъекта общения и взаимодействия с другими людьми [28].

В школьные годы продолжается процесс дифференциации отдельных элементов физического облика и происходит переоценка в осознании степени важности каждого из них для характеристики индивидуальных особенностей внешности, то же происходит и с отображением экспрессии. Таким образом, хотя человек сравнительно рано начинает читать «язык» экспрессии и пользоваться им в своем общении с окружающими, но тот факт, что выразительное поведение – важный признак в числе характерных индивидуальных особенностей внешнего облика, осознается постепенно. Особенно заметные изменения происходят в этом отношении с вступлением человека в старший школьный возраст. Эксперимент А. А. Бодалева показал, что процент словесных «портретов» с описанием экспрессии возрастает к 17-18 годам по сравнению с первым классом в четыре раза [7, c. 88].

Развитие восприятия внешнего облика другого человека характеризуется тем, что с возрастом испытуемые отмечают большее количество признаков в выделяемых ими частях лица, тела, экспрессии воспринимаемого человека. У младших школьников еще не сформированы многие понятия и образы, которые позволяют более старшим детям быстро осмысливать и адекватно описывать названные особенности или многие из признаков, характеризующие другие элементы физического облика. То же относится и к экспрессии.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Выводы
В первой части работы мы рассмотрели основные понятия и положения психологической диагностики детского возраста, основные принципы диагностической деятельности детского психолога. Рассмотрели понятие отклоняющегося развития как одну из ос ...

Содержание этического кодекса супервизора
Кодекс определяет профессиональные стандарты и общие принципы поведения психоаналитически ориентированных специалистов и кандидатов в специалисты в отношении пациентов, коллег, общества и психоаналитической терапии. Психоаналитически орие ...

Особенности самовосприятия умственно отсталыми младшими школьниками
Самовосприятие — процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в результате самопознания и сравнения себя с другими людьми. Н.И. Семечкин отмечает, что самопознание влияет не только на отношение человека к себе, но и на отно ...