Необходимо конкретизировать и сформулировать основные положения и принципы, непосредственно касающиеся диагностической деятельности практического психолога, работающего с детьми. К ним следует отнести:
1. Теоретико-методологическое позиционирование психолога.
2. Единство методологии и диагностики (и последующей коррекционной работы)
3. Представление о структурно-динамической целостности развития.
4. Необходимость учета логики и последовательности нормативного развития.
5. Терминологическая адекватность.
6. Приоритетность образовательных задач.
7. Этический принцип (принципы).
8. Принцип профессиональной компетентности.
Важно отметить, что все эти положения теснейшим образом связаны друг с другом, а зачастую и содержательно неразделимы [30].
Теоретико-методологическое позиционирование психолога определяется необходимостью обозначить (признать) собственную теоретическую позицию, приверженность к определенной теоретической школе, научной концепции. Несмотря на кажущуюся очевидность этого требования, проблема реального осознания выбора собственной позиции достаточно сложна. Реальная практика заставляет задуматься, насколько однозначно строго, или наоборот специалисты используют те или иные теоретические подходы, в рамках какой теоретической концепции проходит их диагностическая работа, на каких методологических принципах построена организация их деятельности. Нередки случаи, когда специалист, декларирую свою приверженность одной теории, в реальной диагностической деятельности пользуется, не задумываясь, пользуется совершенно другими концептуальными подходами.
Все это в определенной степени приводит к методологической неопределенности, разрушает цельность не только теоретических, но и практических разработок специалистов, и обуславливает снижение эффективности работы.
Особую важность, данная проблема приобрела именно сейчас, в связи с тем, что в конце ХХ века появилось большое количество принципиально различающихся методологических подходов и концепций, в том числи, и при разработке диагностических средств, используемых в реальной практике. Все это заставляет предъявлять определенные требования к методологической позиции психолога [24 с. 19].
Принцип единства методологии и диагностики (в дальнейшем и коррекции) непосредственно соприкасается с предыдущим и исходит из необходимости теснейшей связи между теоретическими позициями психолога, соответствующей им методологии и использованием конкретных диагностических средств, построенных на основе той же методологии.
Принцип «триединства» методологии, диагностики и коррекции дает нам возможность цельности и целостности, как в изучении развития ребенка, так и в оказании ему психологической помощи. В соответствии с данным положением определяется возможность использования той или иной диагностической процедуры или методики для оценки особенностей сформированности познавательной, регуляторной или аффективно-эмоциональной сфер ребенка, то есть строится диагностический, а затем и коррекционно-развивающий сценарий психологической работы. Практическим следствием реализации этого принципа является повышение эффективности всей деятельности психолога. Руководствуясь этим принципом, психолог получает возможность всегда и точно и однозначно ответить на вопросы: «Зачем?», «Почему?» и «Как?».
- Зачем необходимо именно так строить процесс диагностики?
- Почему на том или ином этапе диагностики используется та или иная методика, тот или иной подход к анализу?
- Как и каким образом должна быть преподнесена методика, изменена инструкция, построен анализ результатов, какие из всего этого следуют выводы?
Теснейшим образом связан с предыдущими принципами и принцип структурно-динамической целостности – понимание того, что отдельные стороны психического (психические функции и процессы, отдельные сферы) не изолированы, а проявляются целостно, системно. Он подразумевает, что все, что мы оцениваем и наблюдаем, базируется на единой структурно организованной динамической системе, которая столь же целостно реагирует на все внешние воздействия, преобразуя их посредством собственной внутренней активности, «энергетики?» ребенка [29].
Рекомендуем посетить:
Социально-психологические аспекты работы с кадрами в ОВД
Множественность задач, стоящих перед милицией, ведет к развитию полифункциональности в деятельности, выделению групп сотрудников, выполняющих специфические функции. Различающаяся по применяемым способам деятельность различных работников м ...
Психологические основы адаптации младших подростков к условиям обучения
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе — одним из труднейших периодов школьного обучения. Однако для определения возможных путей ...
Фрустрационная теория агрессии Н. Миллера и Д. Долларда
В конце 1930-х годов была сформулирована ставшая впоследствии широко известной в психологической науке гипотеза фрустрации - агрессии. Ее авторами являются Н. Миллер, Д. Доллард, М. Дуб, Д. Маурер и Р. Сиэрс.
Интересно отметить, что, по ...