Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное деяние.

Психологические материалы » Стратегии самоутверждения и их взаимосвязь с личностными особенностями осужденных » Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное деяние.

Страница 1

Личность человека, совершившего преступление, является объектом пристального изучения многих наук криминалистического профиля. Очевидно, что при не­совпадении «угла зрения» той или иной науки должен быть найден общий методологический подход в реше­нии проблемы о сущности и понятии личности преступ­ника. Формирование такого подхода включает в себя решение логически связанных между собой вопросов о том, что такое личность преступника; есть ли она во­обще; какие признаки составляют ее содержание; ка­кова ее роль в совершении преступления; как воздей­ствовать на нее, чтобы предотвратить преступление.

Криминологическое учение о личности преступника исходит из следующих положений материалистической философской концепции человека. Личность как целост­ное образование представляет собой социальное каче­ство человека. Оно не приобретается с момента рождения, а формируется в процессе общественных отноше­ний, т. е. является продуктом социализации человека. В то же время человек—продукт двойной детерминации, поскольку его природа биосоциальна. Соотношение природного и социального в человеке таково, что биологи­ческое находится в подчиненном отношении к социальному и выступает в нем не непосредственно как у дру­гих животных существ, а в преобразованном, «очеловеченном» виде. Отсюда следует, что природа и сущ­ность человека — не тождественные понятия. Если пер­вое включает в себя генетические и социальные связи человека, то второе охватывает лишь существенные аспекты (принадлежность к социальной группе и др.); 2) социальные функции, выраженные посредством показателей реальных проявлений личности в основных сферах деятельности (профессионально-трудовой, социально-куль­турологической, социально-бытовой); 3) нравственно-психологические установки, отражающие отношение человека к его проявлениям в основных видах деятельно­сти (отношение к общегражданским обязанностям, го­сударственным органам, закону, правопорядку, труду, семье, к культурным ценностям и т. д.).

Криминологический анализ личности преступника опирается на вышеизложенные положения, но имеет и некоторые особенности. Прежде всего очевидным, на­глядным отличием личности преступника от не преступ­ника является сам факт совершения преступления. Пре­ступление как разновидность деятельности субъекта дает основание задуматься о том, какие личностные качества проявились, выразились в нем. Очевидно, что эти отличия можно зафиксировать в личности преступ­ника на внутреннем и внешнем уровне.

На внутреннем уровне отличие образует особый век­тор социальной направленности—негативную (антиоб­щественную) направленность. На внешнем уровне оно воплощается в специфическом виде деятельности — пре­ступной деятельности (или в одном преступлении), а также в своеобразии проявлений в основных сферах жизнедеятельности.

Таким образом, справедливо утверждение о том, что отличие личности преступника от не преступника состоит в негативной направленности, реальными носителями и опорой выступают личностные свойства, получившие законченное выражение в виде и характере преступного деяния, являющегося основным мерилом ее глубины и силы (Ю. М. Антонян).

По аналогии с преступлением как общественно опас­ным деянием такие личностные свойства стали назы­вать общественной опасностью личности преступника.

Таким образом, общественная опасность является своеобразной статистической характеристикой личности преступника, так как преступление совершено и, значит, личностные свойства уже проявились. Вот почему спра­ведливо утверждение, что общественная опасность лич­ности преступника является ее ретроспективной оценкой.

Достаточно ли ретроспективной оценки личности преступника, когда речь идет о ее криминологическом анализе? В уголовно-правовом аспекте ответ будет по­ложительный. Но для практики предупреждения преступлений большое значение имеет перспективная ха­рактеристика личности преступника. Такая характери­стика может быть получена на основе оценки опреде­ленного соотношения между негативной и позитивной направленностью конкретной личности. Представляется весьма принципиальным подчеркнуть данный вывод: прогноз о возможности совершения в будущем нового преступления должен быть основан на оценке соотношения между негативной и позитивной направленностью личности преступника. Условно говоря, чем боль­ше вектор негативной направленности, тем достовернее вывод о возможности повторного преступления. Вероят­но, что может быть и такое соотношение, когда возмож­ность повторного преступления нулевая. В этом плане еще требуется работа по конкретизации соотношения, но общий вывод состоит в следующем: перспективная ха­рактеристика личности преступника, опирающаяся лишь на ее общественную опасность, является односторонней, а значит, слабовероятной. Констатация вышеуказанного отличия личности пре­ступника от не преступника нуждается в конкретизации. Речь идет о том, что должны быть «индивидуальные но­сители» негативной направленности, иначе говоря, кон­кретные отличительные признаки личности преступни­ка. На статистически значимом уровне их можно обна­ружить на всех «этажах» структуры личности. Многочисленные криминологические исследования и статистические данные показывают, что подавляющее большинство преступников мужчины. Доля женщин колеблется в пределах 10—11%. Однако фактор женско­го пола становится значимым при совершении опреде­ленных видов преступлений. Так, удельный вес жен­щин, совершающих хищения посредством присвоения, растрат, либо путем злоупотребления служебным поло­жением, достигает 40% и, напротив, среди лиц, совер­шающих грабежи и разбои, не превышает 6%.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем посетить:

Развитие способностей
Развитию способностей посвящено достаточно много работ (Л.А. Венгер, А.Л. Готсдинер, Э.А. Голубева, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, В.С. Мерлин, Р.С. Немов, Е.И. Рогов, Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов, В.Э. Чудновский). Гребенко утверждал, что ...

Основные направления в изучении гендерных стереотипов
Основные направления в изучении гендерных стереотипов. Изучению гендерных стереотипов было посвящено множество зарубежных исследований. Поначалу они были направлены на то, чтобы изучить само явление стереотипизации, формы проявления стер ...

Структура комплексной сказкотерапии.
Комплексная сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности; развития творческих способностей, адаптивных навыков; совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром. В структуру к ...