Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное деяние.

Психологические материалы » Стратегии самоутверждения и их взаимосвязь с личностными особенностями осужденных » Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное деяние.

Страница 5

Классификация по степени общественной принадлежности:

- враждебность к окружению;

- низкий волевой контроль;

- потребность в самоутверждении за счёт других людей или за счёт материальных ценностей;

- ригидность;

- отчуждение;

- чувствительность в межличностных контактах;

- импульсивность;

- агрессивность.

- Общие черты:

- пассивность;

- плохая социальная адаптация;

- антисоциальный образ жизни;

- безразличие к своей судьбе;

- отсутствие устойчивого представления о себе;

- социальные контакты поверхностны;

- высокая отчуждённость;

- низкая «сила-Эго».

3. Неустойчивая, частичная криминогенная заражённость.

3.1. Мотивация: преступление как игра.

3.1.1. Игровой тип.

Общие черты:

- потребность в риске, поиске острых ощущений;

- импульсивность;

- поиск эмоционально-возбуждающих ситуаций;

- желание обратить на себя внимание;

- демонстративное поведение;

- эмоциональная неустойчивость;

- дефекты в морально-нравственной сфере;

- низкая «сила Эго»;

- склонность к азартным играм.

4. Ситуативные.

4.1. Мотивация: ситуативная, желание разрешить проблему.

4.1.1. Тип, зависимый от ситуации.

Общие черты:

- недоразвитие морально-нравственной сферы;

- зависимость от ситуации;

- когнитивная простота, неадекватная оценка ситуации;

- нет бесконфликтных установок;

- отчуждение;

- противостояние общепринятым нормам и правилам.

5. Легкомысленные.

5.1. Легкомысленный тип. Тип неудачника.

Общие черты:

- легкомысленное отношение к нормам и ценностям, принятым в обществе;

- легкомысленное отношение к своей жизни;

- фиксация тревоги;

- неуверенность в себе;

- избегание неудач.

6. Корыстно-частнособственнические.

6.1. Мотивация: материальная выгода.

6.1.1. Семейный тип.

Общие черты:

- обычно трудолюбивы и исполнительны;

- высокий уровень мотивации повышения материального благосостояния;

- совершение преступления не для себя, а для поддержания необходимого, по мнению близких, материального уровня (отсюда нередко – аскетизм по отношению к себе).

7. Индивидуалистический тип.

Наименее изученный тип преступлений. К ним относятся: преступления против порядка управления, правосудия, воинские преступления.

Разработка проблемы личности преступника имеет большое значение не только для развития криминологи­ческой науки. В практической деятельности по пред­упреждению преступлений учет личностного фактора играет едва ли не решающую роль, которая проявляет­ся в следующих основных направлениях: 1) при стати­стическом анализе преступности по лицам; 2) при изу­чении причин и условий совершения конкретных пре­ступлений; 3) при проведении индивидуально-воспита­тельной работы службами и подразделениями органов внутренних дел; 4) в деятельности судов при назначе­нии наказания; 5) в оперативно-розыскной деятель­ности.

Теоретической задачей нашего исследования стало изучение литературы по проблеме самоутверждения и его реализации в межличностных особенностях и поведении человека.

По вопросу самоутверждения как предмета научного исследования мы выделили следующее. Проблема самоутверждения как предмет научного исследования возникла относительно недавно лишь в XIX-XX вв. Это вполне объяснимо, т. к. само самоутверждение является очень сложным образованием. На специально-научном уровне эта проблема была поставлена и изучена австрийским психиатром и психологом А. Адлером (1870-1937), но предпосылки к изучению данной проблемы можно найти у И. Канта, А. Шопенгауэра, Д. Ницше и других философов.

Говоря о самоутверждении человека, мы имеем в виду утверждение сущностных сил на трёх уровнях его организации: биологического индивида, социального, личностного.

Специфика содержания нашего предмета исследования наилучшим об­разом может быть определена в плоскости пересечения деятельности - сознания - личности (субъективно-личностного).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем посетить:

Образ «Я» ребенка-дошкольника
Для российской системы образования чрезвычайно актуальны идеи, связанные с развитием личности. Навыки чтения, овладения иностранным языком сами по себе не могут быть целью развития. Целью является сама личность ребенка.[2] Во многих ...

Психологические защиты в концепции Карла Роджерса
Роджерс (приложение 2) являлся представителем гуманистической психологии. Роджерс утверждал, что по большей части поведение человека согласуется с его Я-концепцией. Другими словами, человек стремится сохранить состояние согласованности са ...

К вопросу о взаимосвязи личностных ценностей и творческого потенциала руководителей творческих коллективов
В настоящее время постоянные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества в последние годы влекут за собой радикальные изменения в психологи людей. Особую остроту сегодня приобретает обращение к личностному ори ...