Возрастная дифференциация преступников показывает, что чаще всего совершаются преступления в возрасте от 25 до 29 лет, затем следуют 18—24, 14—17 и 30—40-летние. Реже всех совершают преступления лица старше 50 лет. Наибольшая криминальная активность у преступников в возрасте до 24 лет. Возрастной фактор влияет на избирательность преступного поведения. Так в возрасте до 25 лет чаще всего совершаются кражи, угоны автотранспортных средств, хулиганство, изнасилования. Лица после 30 лет преобладают среди тех, кто совершил экономические преступления.
Уровень образования преступников относительно низкий. На фоне всеобщего среднего образования населения в России преступники чаще имеют незаконченное среднее образование. Преступники с высшим образованием составляют незначительную долю. Более высокий уровень образования отмечается у должностных преступников, ниже всего уровень образования у лиц, совершивших убийства, разбои, хулиганство.
Распределение преступников, исходя из их принадлежности к различным социальным группам, показывает, что доля рабочих составляет достаточно постоянную величину и колеблется около 50%. По сравнению с ней другие социальные группы несопоставимо ниже. Преобладание рабочих среди преступников объясняется не столько самой принадлежностью человека к этой социальной группе, сколько предшествовавшими или сопутствующими ему иными признаками, например низким уровнем образования, культурного сознания и т. п.
Криминологические исследования показывают, что около половины всех преступников холостые (или не замужем). Брак, семья обладают значительным моральным и социальным мобилизирующим потенциалом. 0тсутствие их влияния на человека закономерно коррелирует с его преступным поведением.
Отличительным признаком личности преступника является уклонение от социально-полезной деятельности (учеба, труд). В среднем около 30% изобличенных преступников, будучи трудоспособными, на момент совершения преступления являлись неработающими и не учащимися. Наиболее ярко этот признак выражен у корыстных преступников (до 40—50%).
Трудовая деятельность преступников имеет существенные особенности. Как правило, выполняемая работа характеризуется низким уровнем квалификации, частой сменой места ее выполнения, сопряжена с недобросовестностью исполнения обязанностей, прогулами и т. п.
Современные социально-экономические условия России породили или обострили определенные факторы, детерминирующие преступность. Речь идет о таких социальных последствиях экономической реформы, как безработица, миграция, национализм и этнические конфликты. Безусловно, что эти явления отражаются на индивидуальном уровне. Поэтому назрела потребность в их криминологическом изучении в качестве самостоятельных признаков, характеризующих личность преступника.
Своеобразным заместителем функции социально-полезной деятельности у преступников является преступная деятельность, имеющая такие показатели, как рецидив, совершение преступления в группе, криминальный профессионализм и некоторые другие. Эта характеристика личности преступника варьирует в зависимости от многих моментов, например от возраста совершения первого преступления, отбывания наказания в местах лишения свободы, характера преступления.
Уголовная статистика показывает, что среди выявленных преступников около четверти ранее совершили преступление. Примерно 30% из них осуществили преступные действия в группе. Наиболее высок уровень рецидива (смешанного) у лиц, совершивших умышленные убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования (около 40%), а также грабежи, разбои (около 35%).
Групповая преступная деятельность наиболее характерна для лиц, совершающих разбои (до 70%), кражи, грабежи (до 50%), изнасилования (до 40%). Несовершеннолетний преступник чаще всего совершает преступление в составе группы—до 80%.
Особенности личности преступника в нравственно-психологической сфере становятся объектом криминологического и статистического анализа, когда речь идет о мотивации преступного поведения и состоянии преступника в момент совершения преступления.
Рекомендуем посетить:
Особенности социализации детей с синдромом Дауна
Рост популярности программ ранней педагогической помощи обусловлен результатами их внедрения. Сравнительные исследования показали, что дети, с которыми занимались по таким программам, к моменту поступления в детский сад и в школу умели уж ...
Содержание, задачи и средства физвоспитания детей с ДЦП
Основной задачей физического воспитания детей с ДЦП является развитие и нормализация движений. Неправильное двигательное развитие ребенка с ДЦП начинается с неправильного положения его головы, шеи и спины. Поэтому при развитии двигательны ...
Восприятие эмоциональных состояний других людей младшими школьниками с
умственной отсталостью
Восприятие человека является начальным этапом общения. Почти все детали внешнего облика человека могут нести информацию о его эмоциональных состояниях. А. М. Щетинина отмечает, что основным информативным внешним признаком в опознании деть ...