Виды способностей

Страница 8

В новейшее время видный американский ученый У. Эшби утверждает, что способности и даже гениальность

определяются приобретенными свойствами и, в частности, тем, какая программа интеллектуальной деятельности была сформирована у человека стихийно и сознательно в процессе обучения в детстве и в последующей жизни. У одного программа позволяет решать творческие задачи, а у другого – только репродуктивные. Вторым фактором способностей Эшби считает работоспособность. Способный тот, кто после тысячи неудачных попыток делает тысяча первую и приходит к открытию; неспособный тот, кто после второй попытки оставляет задачу нерешенной.

Буржуазные идеологи и из этой концепции делают реакционные выводы. Они рассуждают при этом так: раз способности зависят от среды, то дети рабочих, развивающиеся в тяжелой социальной среде с низким культурным и интеллектуальным уровнем окружающих людей, не могут развить и проявить свои способности.

На первый взгляд кажется, что вторая концепция не устанавливает границу развития человеческой личности и выражает веру в человеческие возможности. Однако она встречала и встречает научные возражения.

Жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что природные предпосылки способностей нельзя отрицать. В ряде специальных деятельностей они имеют особо важное значение. Вот почему в неблагоприятной среде один человек может проявить большие способности, чем другой, находящийся в благоприятной. И наоборот, при равных социальных условиях, в каких находятся, например, братья и сестры, обнаруживаются иногда резкие различия в способностях, в темпе их развития. Ученые отмечают индивидуальные особенности в анатомической организации мозга, что не может не сказаться на его функциях. И, наконец, физиологи обнаружили врожденные типологические особенности нервной деятельности, которые сказываются и на становлении способностей. Более правильную позицию занимают представители третьей концепции способностей, которую разделяет большинство советских психологов.

К. Маркс указывал, что «человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа он, с одной стороны, наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечении».

Концепция способностей советских ученых устанавливает, что человек имеет от природы присущие всем людям возможности человеческого развития. Вместе с тем советские психологи признают наличие индивидуальных природных задатков, благоприятствующих становлению и развитию тех или иных способностей. Способности формируются в деятельности при благоприятных социальных условиях жизни.

Эта концепция подтверждается практикой и специальными исследованиями.

Таким образом, мы пришли к выводу, что наиболее общей классификацией способностей является деление их на две группы: общие и специальные. Каждая из этих групп делится на элементарные и сложные, а внутри них уже выделяются конкретные виды.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Рекомендуем посетить:

Практические рекомендации по коррекции агрессивного поведения мальчиков и девочек подросткового возраста
Коррекция агрессивного поведения подростков в учебном процессе. Исходной точкой педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков в учебной деятельности является глубокая диагностика их познавательных возможностей, мотивации у ...

Особенности воздействия средств массовой информации на детей
На сегодняшний день все большее число родителей беспокоит влияние средств массовой информации на развитие их детей. Ранее дети усваивали культурные ценности от родителей и учителей. Теперь дети подвергаются большему влиянию новых информац ...

Внутрисемейная ролевая структура
Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем, отцом, а женщина – женой, матерью. В самом общем плане отношения между мужчиной и женщиной в семье определяются экономическим строем общества. Матриархат име ...