Сравнительный анализ сказок, выполненных студентами музыкального и психологического факультетов.

Психологические материалы » Сравнительный анализ сказок, сочиненных студентами музыкального и психологического факультетов » Сравнительный анализ сказок, выполненных студентами музыкального и психологического факультетов.

Страница 2

Содержательный анализ сказок.

У студентов музыкального факультета в 3-х работах: «Серенадун», «Облакиня» и «Этлания» мы выявили наличие атрибутов, связанных с будущей профессиональной деятельностью испытуемых. Так, сказка о Серенадуне включает в себя музыкальные «гастроли», само животное нарисовано с гитарой, в рисунке «Облакиня» весь лист «усеян» нотами, в рисунке «Этлания» в голове животного также ноты. Возможно, это говорит о положительной мотивации к учебе в ВУЗе и будущей профессии, уверенности в правильности сделанного выбора.

У студентов факультета психологии такие яркие, явные атрибуты отсутствуют. Но профессиональной атрибутики как таковой нет и в реальной жизни. Зато отмечается употребление тем гуманистического характера. К таким случаям следует отнести сказки о Счастьеносе, Лапуське, Лесике-Калесике, Марушке. В основе сюжета положена тема помощи другим, полезности. Так, в сказке о Счатьеносе повествуется об удивительном животном, которое приносит людям счастье. Когда оно было украдено «марсианами», «земляне стали ругаться между собой, опять у них все пошло плохо». То есть оно спасало людей от раздоров, ссор, возможно, войн. Но затем животное было «освобождено из рук врага», и вновь «земляне зажили очень хорошо». В другой сказке говорится о «доброй-предоброй» о Лапуське, которая «уж очень любила детей». Она была другом всех маленьких ребят. Лесик-Калесик также «был очень добрым и дружелюбным». Жители леса «приходили к нему за советом или просто поговорить по душам». Очень метафорично выражение: «Лесик-Калесик всегда выручал и показывал заблудившемуся дорогу домой». Что можно рассматривать как проецирование на животного представлений о своем предназначении как психолога. Марушка - животное, которое «кто увидит, то счастье получит». В своих характеристиках животные очень похожи, как, наверное, похожи и представления испытуемых о роли психолога и его основных функциях (советник, друг, помощник, носитель счастья, его даритель). Но дальнейшее развитие событий в сказках сугубо индивидуально. Таким образом, в ситуации данного эксперимента в 40% случаев испытуемым-психологам свойственно проявлять в написании сказок черты, ожидаемые от человека данной профессии в обществе.

Следует отметить и еще одну особенность, в 3-х сказках психологов встречаются справочные суждения (человеческие имена второстепенных персонажей, указание дат): «32 января 9999г», «через 1 час», «через 3 суток» (сказка о Счастьеносе), «мальчик Гена» (сказка о Лапуське), «подружка по имени Катя», «исполнялось 6 лет» (сказка об Улыбке). В ТАТ такие показатели свидетельствуют о личностных изменениях испытуемого или о болезненном процессе (по Раппапорту). Естественно в таком случае должен учитываться и ряд других признаков. У музыкантов справочные суждения такого характера не встречаются.

Тема – то, о чем сюжет, на чем строится интрига действия; толкуется как значимая сфера жизни испытуемого. Например, очевидно различную заинтересованность отражают такие темы как путешествия, семейные сцены, поиск друзей, таинственные превращения, исполнение желаний и т.д.

К значимым сферам музыкантов следует отнести:

· поиск спутника жизни, любовь (2 сказки о Мрипуприке и о Серенадуне);

· жилищная проблема (1 сказка о Бентоне);

· поиск себя, проблема идентификации (1 сказка о Гузяке);

· поиск своего места в социуме, проблема социальной справедливости (1 сказка о Сигме);

· проблема перепадов настроения (1 сказка о Капике);

· проблема скрытности и замкнутости (рисунок Облакиня, сказка про осла);

· проблема страха и боязни (Пузочесик). а также проблемы привлекательности, гордости, целей и средств достижения.

К значимым сферам психологов относятся:

· одиночество, поиск друзей (5 сказок о Лесике-Калесике, Лапуське, Клепе, Улыбке, Кошарике);

· поиск спутника жизни, любовь (в чистом виде в 2 сказках - о Малышке и Пумпусике);

· социальное взаимодействие, помощь людям, дарение счастья (2 сказки о Счастьеносе, Марушке, эта же тема проходит и в сказках о Лесике-Калесике, Лапуське);

· проблема достижения желаемого, но невозможного (1 сказка о Жаркрале).

Нас заинтересовал вопрос, почему у студентов психологического факультета часто встречается проблема поиска друзей (в 50% случаев). Мы пришли к выводу, что в основе данного различия лежат возрастные особенности. Как оказалось, возраст студентов 2-го курса факультета музыкального образования составляет 20-21 год (так как большинство из них до поступления в ВУЗ окончили музыкальное училище); в то время как возраст психологов - 18 лет.

Позиции героя и самостоятельность в решении проблем. Следует сразу отметить, что в сказках описывается не реальный стиль поведения испытуемого, он лишь моделирует ситуацию и предполагает, как бы поступил в данном случае. То есть мы имеем дело с продуктами воображения, а не с проявлениями действительного поведения. Рассматривая сказки музыкантов и психологов, следует отметить, что различий в процентном соотношении активных и пассивных позиций персонажей нет. И в той, и в другой группах ярко выраженная активная позиция присутствует в 50% рассказов, пассивная позиция – 20%, неоднозначная (когда активность проявляется одинаково и со стороны главного героя и со стороны второстепенных персонажей, среды) – 30%.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Дифференциальная диагностика ЗПР от сходных состояний
У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков оп ...

Содержание понятия самореализации личности
Рассмотрим взгляд ученых на сущность процесса самореализации личности. Ф.Бэкон, Л.Фейербах дают объяснение смысла самореализации человека неотделимого от тех целей, которые он перед собой неизбежно ставит. В целях адекватно или специфичес ...

Психологические особенности подросткового возраста
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, каждый возраст имеет свои особенности и сложности. Не является исключением и подростковый возраст. Подростковый возраст — определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. Полного сог ...