Сравнительный анализ сказок, выполненных студентами музыкального и психологического факультетов.

Психологические материалы » Сравнительный анализ сказок, сочиненных студентами музыкального и психологического факультетов » Сравнительный анализ сказок, выполненных студентами музыкального и психологического факультетов.

Страница 3

Исход сказки у психологов положительный во всех 10 сказках; у музыкантов – в 8-ми сказках и отрицательный в 2-х (о Серенадуне, об осле). Следует отметить, что 2 рассказа музыкантов завершаются своеобразной моралью: «Отсюда – не в красоте счастье, а в понимании души человеческой» (Мрипуприк), «не надо быть наивным, филин. Мудрый Бентон». Так же интересен тот факт, что в одной сказке психолога и в одной сказке музыканта в конце задается риторический вопрос, своеобразное обращение к читателю, предполагающее обратную связь:

- Вспомните и Вы, может, у Вас также был такой хороший друг, про которого никто из взрослых не знал? Не получается? Это все потому, что только в детстве ты его знаешь, а когда вырастаешь, то забываешь… (Лапуська);

- А вы видели Радугу? Иногда их бывает две, а то и три – то-то веселая игра идет в небесах (Склинфы).

Что касается творческих возможностей студентов, то у психологов они снижены. Это выражается в том, что животные принимают форму «готового», существующего животного: Пумпусик – обыкновенный кот, «не оснащенный никакими дополнительными деталями»; если само животное Кошарик можно отнести к несуществующему, то этого явно не скажешь о его названии, Улыбка представляет собой человека с крыльями, Клепа похож на персонажа из мультика (Чебурашку), Малыш напоминает кролика или зайца. Все это говорит о том, что 50% испытуемых склонны брать за основу готовое, использовать шаблон, не прилагая усилий к придумыванию чего-то особенного. У музыкантов в 1-м случае при рисовании животного наблюдается снижение творческих возможностей: Капик (похож на каплю).

Что касается самих рассказов, то наличие творческих возможностей определяется по аналогии с ТАТ: сила замысла, живость, жизненность восприятия, наличие в рассказах зрительных, слуховых, тактильных ощущений. У психологов зрительные ощущения присутствуют в 4-х сказках (40%), частота встречаемости редко превышает один раз: «ярко-ярко», «белые-белые», «солнечные-солнечные» (о Счатьеносе), «в темном-темном лесу, на темном-темном дереве» (о Марушке), «глядя на голубое небо, на его глубину и красоту» (о Жаркрале), «цвета спелой ржи» (о Клепе). Слуховые ощущения (за исключением выражений «сказал», «ответил») и тактильные ощущения не встречаются. Сила замысла и живость восприятия наблюдается в 6-ти рассказах: Счатьенос, Лесик-калесик, Лапуська, Улыбка, Пумпусик, Жаркраль.

У музыкантов же сказки в 60% случаев наполнены зрительными, слуховыми, тактильными ощущениями, богаты сравнительными оборотами, метафорами: «его уши улавливали любые звуки» (Бентон); «ночная, распустившаяся роза, нежная, как водяная лилия, благоухающая, как ландыш»; «услышав прекрасный голос» (о Серенадуне); «юные листочки трепал весенний ветерок»; «слышится какой-то тихий серебряный звон и надежда» (о Капике); «улыбнувшись первым лучам солнца»; «тысяча разноцветных огней вспыхнуло в эту секунду, переливаясь в лучах солнца»; «обязательно цветное, например, оранжевое или изумрудно-желтое» (об Этлании); «в самой темной части леса»; «слышит за огромным деревом около малины жалобный стон»; «ранил ее в лапу» (Пузочесик); «в Мире полном красок, цветов»; «каждая капля заискрилась, засверкала словно драгоценность» (Склинфы). Сила замысла и живость восприятия встречается в 9-ти рассказах. К этим рассказам не относится только рассказ об осле, так как он представляет собой защитную реакцию испытуемого на обследование (15 слов).

Страницы: 1 2 3 

Рекомендуем посетить:

«Игровой» этап развития соционики.
Однако вернёмся в 1970 г., когда Аугуста впервые обобщила свои взгляды на взаимосвязь типов и отношений в работе «О дуальной природе человека» [4]. Она шла сразу двумя путями. С одной стороны, из сжатых юнговских характеристик она извлека ...

Дефицит свободного времени, эмоционально-энергетический ресурс, дистресс, организационный фактор профессионального "выгорания"
Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Вне зависимости от качества и смысло ...

Понятия отклоняющегося развития
Категория развития является одной из важнейших методологических дефиниций психологической науки. На протяжении более чем полутора веков, начиная с середины ХІХ века, когда впервые был поднят вопрос о необходимости онтогенетического подход ...