Дефицит свободного времени, эмоционально-энергетический ресурс, дистресс, организационный фактор профессионального "выгорания"

Психологические материалы » Стресс в профессиональной деятельности » Дефицит свободного времени, эмоционально-энергетический ресурс, дистресс, организационный фактор профессионального "выгорания"

Страница 1

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Вне зависимости от качества и смыслового содержания эмоциональных состояний все они могут быть разделены на две группы: эмоциональные напряжения, обеспечивающее адекватное требованиям трудовой ситуации повышение расходов внутренних ресурсов, и эмоциональная напряженность, приводящая к нарушению выполняемой деятельности, при котором необходима профессиональная психологическая помощь. Одной из причин развития эмоциональной напряженности является дефицит свободного времени.

Дефицит свободного времени представляет собой нехватку времени на отдых, занятия хобби, общение с близкими и друзьями и т.п. Дефицит свободного времени способствует формированию усталости от работы, быстрому эмоциональному выгоранию.

Эмоциональная среда организации – это эмоции и эмоциональные отношения, которые возникают у людей в процессе работы в организации. Они имеют энергетическое, ценностное, информационное и мотивирующее значение, поэтому их можно рассматривать как ресурсы – заставить их работать, научиться управлять ими.

Эмоции и эмоциональные отношения дают энергию, причем характеристика этой энергии различна, в зависимости от характера эмоций. Например, радость дает энергию, но отнюдь не обязательно энергию действия. Последние исследования показали, что радость в первую очередь дает энергию общения. Тревога и страх в одних случаях дают энергию (возможно, энергию бегства), а в других случаях отнимают ее. Энергия одних эмоций может быть использована организацией, энергия других должна быть нейтрализована или преобразована.

С позиций менеджмента главный эмоционально-энергетический ресурс в организации - это эмоция интереса у сотрудников. Чтобы реализовать этот ресурс имеет смысл выявить интересы персонала, распределить работу с учетом интересов или создать такую работу, которая вызывает состояние интереса. Отсутствие эмоции интереса вызывает у сотрудников бы струю усталость от работы, скуку, неудовлетворенность своей работой. Истощение эмоционально-энергетического ресурса сотрудников приводит к профессиональному выгоранию, которое с точки зрения концепции стресса (Г. Селье), представляет собой дистресс.

При воздействии стрессора организм мобилизуется, что проявляется в напряженной готовности к ответной реакции. Это напряжение в норме спадает, как только действие стрессового фактора прекращается. И только в том случае, если влияние этого фактора неадекватно длительно или он появляется снова, стресс переходит в дистресс. В данном случае фактором, способствующим переходу стресса в дистресс является истощение эмоционально-энергетического ресурса человека.

Дистресс (от греч. dys - приставка, означающая расстройство + англ. stress - напряжение) - стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье [6]

Психологи приравниванию дистресс к третьей стадии общего адаптационного синдрома — стадия истощения. В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

Признаки состояния дистресса:

1. Невозможность сосредоточиться на чем-либо.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Характеристика процесса переживания кризиса
После кризисного события первый шок относительно быстро проходит, но кризис в определенном смысле только начинается. Человеческому разуму приходится выполнить огромную работу по примирению своего сознания с новой реальностью. Она обычно с ...

Понятие психологической оценки
Наиболее строгий и детальный подход к проблемам, связанным с различными аспектами психологической диагностики, представлен в монографии Л. Ф. Бурлагука «Психодиагностика». В ней предельно подробно и доказательно рассматриваются практическ ...

Сравнительный анализ сказок, выполненных студентами музыкального и психологического факультетов.
Следует отметить следующие особенности в написании сказок у студентов. В исследовании принимали участие только девушки, в сказках же идентификация с противоположным полом наблюдается в 70% случаев (8 из 10 рассказов у музыкантов; 6 из 10 ...