Понятие эмоции, аффекта и аффектогенности

Страница 1

Под эмоциями в психологии понимают особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания значимость (смысл, отношение к потребностям) для индивида явлений и ситуаций, внешних и внутренних раздражителей. Эмоции сопровождают всякую деятельность человека, в том числе и профессиональную, проникают в каждый психический процесс. Как писал С.Л. Рубинштейн, целостный акт отражения всегда в той или иной мере включает единство двух противоположных компонентов – знания и отношения, интеллектуального и «аффективного», из которых то один, то другой выступает в качестве преобладающего[1].

Будучи неотъемлемым компонентом отражения, эмоции играют очень важную роль в осуществлении психических функций. В форме эмоциональных переживаний они выполняют функцию оценки, однако в отличие от познавательных процессов отражают, оценивают непосредственно не объективные свойства среды, а их отношение к актуальным потребностям субъекта, сигнализируя о качестве и величине актуальной потребности и возможности (вероятности) ее удовлетворения на основе врожденного (видового) или ранее приобретенного индивидуального опыта[2].

Другая важная функция эмоций (эмоциональных переживаний) –функция побуждения. «Эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него, так же как влечение, желание, стремление всегда более или менее эмоционально»[3].

Эмоция не только побуждает и направляет, регулирует деятельность, но и обеспечивает ее энергетически, определяя мобилизацию всего организма. Это проявляется в повышении уровня бодрствования, росте чувствительности анализаторов, активации вегетативной нервной системы и контролируемых ею функций организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, секреторной, скелетной, гладкой мускулатуры и др. Способность тотальной функциональной интеграции психической и соматической сферы человека — одно из существенных качеств эмоций.

Предмет возникшего эмоционального переживания спонтанно и, как правило, мгновенно овладевает вниманием субъекта. Он становится предметом «наиболее ясного»[4] восприятия, как бы перемещается в «центр» сознания, оттесняя остальные объекты восприятия на его «периферию». При резко выраженном эмоциональном, переживании такая избирательность восприятия и поляризация содержания сознания приводят к клиническому феномену «сужения сознания». Это повышает эффективность выполняемого актуального действия, но делает его односторонним, негибким, так как конкурирующие стремления, желания, оценки подавляются по принципу доминанты.

Высокая эмоциональная напряженность изменяет не только структуру сознания, но и его содержание, характер познавательных процессов. Познавательная деятельность, течение идей в сознании начинают определяться не объективными условиями ситуации, а качеством доминирующих эмоциональных переживаний. Например, при страхе они сосредоточиваются на предвосхищении угрозы, поисках путей ее избегания. Дальнейшее усиление интенсивности эмоционального переживания приводит к ограничению и нарушению процессов всестороннего и глубокого познания действительности и регуляции деятельности[5]. Ограничивая процессы познания, выбор средств и путей реализации деятельности, сверхинтенсивные эмоции приводят к ухудшению ее качества вплоть до разрушения. В наиболее резкой степени это проявляется в состоянии физиологического аффекта.

Аффект – (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – сильное эмоциональное переживание, которое возникает в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций и которое сопряжено с выраженными двигательными и органическими проявлениями. Аффекты приводят к затормаживанию всех других психических процессов и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы, которые могут запускаться, без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект[6].

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем посетить:

Профессиональная деятельность и личность учителя - дефектолога
Как и обычные дети ребёнок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной пед. помощи, которую может оказывать только специально подготовленный учитель - дефектолог. Профессиональная деятельность учите ...

Особенности развития личности в позднем возрасте
В научной литературе широко распространено мнение о заострении или огрубении в старости присущих человеку личностных черт. Так, А.У. Тибилова считает, что характерологические изменения, свойственные нормальному старению, можно рассматрива ...

Социологические подходы к старению
В социологии как науке в данном случае используется множество различных подходов к изучению проблем старости и старения. Среди них можно выделить три наиболее значительных направления: структурализм, символический интеракционизм и этномет ...