Сравнительный психологический анализ аффектогенного характера

Психологические материалы » Сравнительный психологический анализ аффектогенного характера

Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое ярко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Аффекты развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций.

Именно с такими ситуациями подчас приходится сталкиваться пожарным, поэтому особенно актуально провести сравнительный психологический анализ аффектогенного характера их работы.

В настоящее время наблюдается возрастание роли пожарного в обществе. На сегодняшний день пожары и аварии являются одними из наиболее тяжелых бедствий, обстановка с ними постоянно ухудшается. Как показывает статистика, в России за 2004 год произошло 259479 пожаров, прямой ущерб от них достиг 17798 млрд рублей. Растет число поджогов, особенно это касается лесных массивов. Темпы роста числа пожаров и ущерба от них в России в 2,5-3 раза превышают аналогичные показатели в развитых странах. В 2004 году при тушении пожаров получили травмы около 350 сотрудников пожарной охраны. В среднем за год только на пожарах погибает 35–40 сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России. В условиях технического прогресса, широкого применения новых инженерных технологий, внедрения новых видов веществ и материалов, роста численности городов, использования при их застройке специфических подземных и высотных сооружений требуется совершенствование специфических пожарно-технических знаний и инженерной подготовки, необходимых для предупреждения и тушения пожаров. Помимо этого, важность психологического изучения профессии пожарного обусловлена необходимостью совершенствования системы профессионального отбора и подготовки личного состава, планирования и проведения мероприятий по поддержанию боеготовности сотрудников, проектирования новых видов труда в соответствии с тенденциями научно-технического прогресса в пожарном деле. В связи с тем, что профессия пожарного относится к группе охранных профессий, не создающих материальных ценностей, а сберегающих их от уничтожения огнем, то в процессе выполняемой работы пожарные имеют дело, как с людьми, так и с материальными объектами. Исходя из распространенного деления профессий по системам взаимодействия «субъект – объект труда», профессию пожарного относят к профессиям, где взаимодействие происходит в системе «человек – среда – человек».

Всемирная организация здравоохранения относит профессию пожарного к числу десяти сложнейших. Труд пожарных связан со значительным физическим и эмоциональным напряжением, так как выполняется в опасных для здоровья и жизни условиях.

Поэтому целью моей работы является анализ аффектогенного характера профессиональной деятельности пожарных, что достигается решением следующих задач:

· рассмотрение основных теоретических понятий исследования, то есть эмоций, аффекта, аффектогенности;

· проведение анализа влияния личности пожарных на их действия в аффектогенной ситуации;

· выявление влияния индивидуальных качеств, психологических характеристик и временных неблагоприятных факторов на действия пожарных в аффектогенной ситуации.

Работа состоит из трех глав. В первой главе определяются основные понятия исследования, во второй главе рассматриваются особенности профессиональной деятельности пожарных с точки зрения психологии, в третьей главе проводится исследование эмоционального состояния пожарных в экстремальных ситуациях, и делаются выводы.

Рекомендуем посетить:

Особенности психологического развития подростков
Подростки-близнецы как особая группа требуют специального психологического внимания, поскольку их психическое развитие во многом отличается от развития одиночно рожденных детей. Эти отличия таковы, что без профилактической работы они могу ...

Трудности решения проблемной ситуации клиента в связи со стереотипностью мышления
Процесс оказания психологической помощи строится на построении специальных, так называемых терапевтических отношений между специалистом и клиентом. Особенностью их является атмосфера доверия и направленность бесед на решение проблем клиен ...

Социализация
Говоря о социально-психологической адаптированности, нельзя не затронуть такие понятия, как «социализация» и «индивидуализация». Социализация определяется по трем критериям. Первый критерий связан со способностью человека реагировать на ...