Виды влияния

Страница 8

Психологическое воздействие всегда имеет парный характер. В нем можно различить субъекта психологического воздействия (того, кто оказывает его) и объекта воздействия (того, на кого оно направлено). Следует учитывать их неразрывную взаимосвязь, а также то, что в процессе воздействия они часто меняются местами. [стр.84, 10] «Психологическая характеристика взаимодействия субъекта и объекта межличностного восприятия заключается в построении образа другого человека. При этом возникают два вопроса: каким образом формируется этот образ и каков этот образ, т.е. каково представление субъекта об объекте». [стр.149, 21]

Кружкова О.В. и Шахматова О.Н. выявили следующие принципы реализации психологического взаимодействия:

· психологическое воздействие в процессе деятельности – предполагает, что в ходе ее реализации влияние на людей может осуществляться менее заметно и более эффективно;

· опора на положительное и отрицательное в личности и группе ориентирует на изучение и учет прежде всего того, что может способствовать или препятствовать психологическому воздействию, те или иные характеристики личности или группы могут как способствовать воздействию, так и затруднять его;

· сочетание высокой интенсивности влияния с учетом специфической характеристики его объекта предполагает непрерывное достижение целей психологического воздействия, временная приостановка которого возможна лишь тогда, когда необходима его корректировка из-за психологических особенностей объектов воздействия;

· индивидуальный и дифференцированный подход предполагает глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психологических особенностей его субъектов; определение конкретных задач влияния на конкретных людей с учетом их личностных характеристик; постоянный анализ итогов ПВ; своевременное внесение корректив в методику его осуществления с учетом особенностей его объектов;

· единство, согласованность и преемственность – требует наличия единства взглядов всех субъектов ПВ на его задачи; достижение единства во всех элементах и во всем содержании ПВ; использование достижений науки для повышения эффективности ПВ на различные группы или отдельных людей; согласования линии ПВ по отношению к отдельным людям; обобщения опыта достижения согласованности ПВ в различных социальных условиях;

· психологическое воздействие в группе и через коллектив требует определения приоритетов во влиянии на неформальных лидеров и руководителей группы, перспективы развития группы, факторов, объединяющих ее участников, сосредоточения именно на них основного влияния, умелого использования силы группы, мнения в интересах повышения эффективности ПВ, заставляет членов группы подчинять свои личные интересы общим, добиваться единства группы, что облегчает достижение целей ПВ [стр. 85, 9].

Грачев, Мельник [стр.214, 4] выделяют другие принципы реализации социально-психологического взаимодействия.

С точки зрения истории, одной из первых попыток систематизации приемов информационно-психологического воздействия на массовое сознание с помощью пропаганды явилось описание в ряде зарубежных и отечественных источников технологии стереотипизации и большой лжи, а также выделение семи основных принципов информационно-психологического воздействия, так называемой «азбуки пропаганды»:

1. Приписывание или навешивание ярлыков – выбор оскорбительных эпитетов, метафор, «ярлыков» для именования человека, идеи, явления для того, чтобы вызвать эмоционально негативное отношение окружающих.

2. Сияющие обобщения – замена названия явления, идеи более общим родовым именем, которое имеет положительную эмоциональную окраску и вызывает доброжелательное отношение окружающих.

3. Трансфер или перенос – ненавязчивое распространение авторитета и престижа того, что ценится и уважается людьми, на то, что преподносит источник коммуникации.

4. Ссылка на авторитеты – приведение высказываний личностей, обладающих высоким авторитетом, или наоборот, таких, которые вызывают отрицательную реакцию у категории людей, на которых направляется манипулятивное воздействие.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Рекомендуем посетить:

Особенности социализации детей с синдромом Дауна
Рост популярности программ ранней педагогической помощи обусловлен результатами их внедрения. Сравнительные исследования показали, что дети, с которыми занимались по таким программам, к моменту поступления в детский сад и в школу умели уж ...

Проблема толерантности и путей ее формирования.
Проблема толерантности достаточно молода как в России, так и в зарубежных исследованиях. Первые работы по этой теме появляются лишь в середине 90-х годов. Их авторами были Г. Оллпорт, Borba Michele, Kamungeremu David, Vogt W. Paul, Wandbe ...

Характер влияния стресса на человека
Стресс не является специально вызванным психологическим сотоянием человека, которое развивается потому, что он сталкивается с множеством различных по характеру влияния внешних и внутренних факторов. Это динамичный процесс, при котором инд ...