Становление и развитие социальной психологии как науки

Психологические материалы » Становление и развитие социальной психологии как науки

Страница 2

Если мы рассматриваем социальную психологию как науку, то, очевидно, следует выявить основные закономерности психологии социаль­ных отношений, то есть, наиболее, существенные, необходимые, всякий раз при определённых условиях. Изучение этих условий даёт возможность ана­лизировать, понимать, прогнозировать и принимать определённые решения по вопросам коррекции социальных отношений, по крайней мере, в первичной группе.

Философия и социальная психология долгое время сосуществовали, точнее, социальная психология выступала как составная часть философии. Самые первые социально-психологические идеи, вышедшие из философии, сосредоточены на вопросе о соотношении общественного и индивидуального сознания. С древних времён эта проблема, в том или ином аспекте, интересовала наиболее выдающихся философов (Платон, Аристотель, Гоббс, Монтень, Локк, Руссо, Вольтер, Гельвеций, Гегель, Бердяев и многие другие). В зависимости от методологических позиций авторов можно выделить следующие три позиции по отношению к данной проблеме.

Первая проблема определяет доминирующее влияние общественного сознания по отношению к индивидуальному. Человек подчинён обществу изначально по своей природе: он не может нормально жить вне общественных отношений. Социальные потребности (в общности, принадлежности, самоутверждения и др.) является ведущим в его жизни. Общество определяет стиль и образ жизни каждого человека, а индивидуальные вариации жизнедеятельности можно рассматривать только как часть общего движения жизни, причём часть, которая не может оказать сколько-нибудь существенного влияния на само движение. Человек, таким образом, рассматривается как относительно пассивный элемент социальной системы. Сама же социальная система – уникальное общественное явление, часть Природы, обладающая закономерностями возникновения и функционирования.

Вторая позиция выделяет индивидуальное сознание как уникальное явление, феномен, способный определить общественное сознание. Примером тому могут быть выдающиеся личности, ведущие толпу за собой и меняющие ход истории; политические деятели, полководцы, философы, писатели, мыслители, чьи идеи продолжают жить в течении долгого времени. Величие во многом определяется возможностью человека даже после своей смерти оказывать существенное влияние на умы людей другого поколения, формировать общественное мнение, менять интегральные психологические характеристики больших социальных групп. Так, у истоков наиболее распространённых мировых религий, верований, учений, идеологий стояли выдающиеся люди. Они внесли заметный вклад в формирование общественного сознания. Отголоски их идей, представлений и понимание сущности явлений мы можем наблюдать и в многообразных проявлениях современной общественной жизни. Таким образом, данная позиция выделяет индивидуальное сознание как приоритетное, обуславливающее общественное сознание, но не столько в явной, сколько в скрытой форме.

Третья позиция несёт в себе идею конфликта общественного и индивидуального сознания, вытекающую из идеи вечного противоречия между человеком и обществом. Эта проблема ярко выражена в философии экзистенциализма. Экзистенциализм (Бердяев, Шестов, Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю) – философия существования, квинтэссенцией которой выступает идея переживания субъектом своего бытия как уникальной данности человеческого существования. Свобода понимается, как способность личности быть самим собой. Человек может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой и стать “как все” ценой отказа от себя как личности. Итак: либо быть в антагонизме по отношению к обществу, но в ладу с самим собой, либо быть в ладу с обществом, но в антагонизме по отношению к себе. В контексте данного подхода общество и человек враждебны. Индивидуальное сознание вечно противостоит общественному и вечно вынуждено ему подчиняться. Общество, в силу своей консервативности, не даёт человеку возможности к полной самореализации, ограничивая его рамками законов, традиций, норм, санкций и тд. Человек вынужден быть индивидуалистом, чтобы сохранить свою личность. Всё коллективное априорно воспринимается как нечто отрицательное, всё индивидуальное – как положительное.

Однако противоречие между индивидуальным и общественным сознанием рассматривается с точки зрения диалектики, что вносит известный оптимизм в исследование вопроса. С одной стороны, между общественным и индивидуальным сознанием существует конфликт; с другой – данный конфликт является необходимым условием развития человека и общества.

Философские ориентации психологов во многом определяют их методологические позиции, которые служат основанием для суждения по тем или иным частным вопросам социальной психологии или при выборе направлений индивидуальных разработок. Ведущие направления социально-психологического анализа определяют, в свою очередь, изучение наиболее приоритетных вопросов; взаимодействие в системе “Я – другой” (изучение межличностных отношений, проблем общения, механизмов познания и понимания людьми друг друга, способов организации совместной деятельности и др.); влияние социальных условий на поведение и личностные особенности человека (проблема социализации как процесса усвоения социальных норм и ценностей своего общества, изучение социальных установок, предпочтений и интересов и др.); влияние личности на социальные условия и отношения; взаимодействие в системе “личность – группа – общество”; исследование межгрупповых отношений и тд.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем посетить:

Эмоции “триады враждебности” и их отношение к агрессии
Психологической наукой было предпринято немало попыток классифицировать эмоции, представить некую единую концепцию эмоций, однако ни одна из них не увенчалась успехом. Поэтому, естественно, что в нашем исследовании мы не ставим своей зада ...

Анализ понятия «толерантность» и проблемы её формирования на современном этапе развития теории и практики педагогики
Толерантность – понятие многоаспектное и может рассматриваться в психологии как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Толерантность в нашем понимании – это, с одной стороны, цель и результ ...

Самоутверждение, как специфический вид деятельности и его взаимосвязь с особенностями личности и поведения человека.
«Самоутверждение человека» предполагает широкое понимание того, кто является субъектом деятельности. Самоутверждение может выступать как «атрибут личности» [7] и как «присущее всем биологическим индиви­дам» [38] поведение. Говоря о самоу ...