Заключение

Данная работа отражает аспекты становления агрессивного поведения в детском и подростковом возрасте. Рассматриваются различные факторы, которые могут служить источником усвоения агрессивных моделей: семейные отношения, взаимодействие со сверстниками в детском саду или школе, влияние наиболее доступных подростку средств массовой информации таких, как телевидение и интернет.

В первой главе рассматриваются эти факторы, и проводится анализ возможного влияния и мощности каждого потенциального источника и примера агрессивности. Также проводится анализ результатов нескольких исследований о влиянии СМИ на поведение.

Во второй главе рассматриваются индивидуальные детерминанты агрессивности. Здесь анализируется взаимосвязь личностных образований индивида с агрессивностью, описываются некоторые черты характера, которые детерминируют определенные виды эмоциональных реакций. Помимо этого во второй главе поднимается тема о влиянии установок и ценностей на явление агрессии и, в свою очередь, влияние агрессивности на установки и ценности. Также здесь проводится сопоставление и сравнение стратегий и особенностей агрессивного поведения в гендерном аспекте.

Третья глава посвящена исследованию особенностей подростковой агрессивности. При помощи двух методик исследуется соотношение осознаваемого (вербального) уровня агрессивности с неосознаваемым (невербальным) уровнем. Также проводится исследование уровней враждебности. В результате исследования сформулированная ранее гипотеза подтвердилась, и было выявлено соотношение между осознанным и неосознанным уровнем агрессивности.

Исследование в рамках данной работы имело цель сопоставить уровни агрессивности и сделать акцент на осознанных компонентах агрессивного поведения. Ведь в настоящее время оградить ребенка от источников возможного усвоения моделей агрессии практически невозможно. Жизнь современного человека, начиная с ранних лет, происходит в сложнейшем переплетении различных социальных институтов, и совершенно невозможно полностью контролировать извне процесс усвоения информации ребенком в ходе социализации. Таким образом, возможно, следует обратить внимание именно на развитие в ребенке навыков сознательного контроля и рефлексии, усилить влияние на культивацию и поддержание этих навыков. Ведь благодаря наличию этих способностей, грамотному усвоению основ морали и культурных ценностей, а также адекватному пониманию социальных последствий собственного поведения – процесс внешнего контроля может стать второстепенной задачей.

[1] Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. СПб.: “Академический проект” 2000 стр. 21

[2] Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М: Наука, 1981. стр. 34-38

[3] Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997. стр. 232-233

[4] Хрестоматия по социальной психологии. – М., Международная педагогическая академия, 1995. стр. 344-347

[5] Там же: стр. 348-349

[6] Майерс Д. Социальная психология. – СПб. «Питер», 1997. стр.214-216

[7] Майерс Д. Социальная психология. – СПб. «Питер», 1997 стр.217-220

[8] Психология агрессивного поведения. – ид-во «Феникс», 1998.

[9] Крайг Г., Бокум Д. Психология развития СПб. «Питер» 2006 стр.241-248

[10] Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль СПб. «Питер» стр. 541-547

[11] Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия СПб. «Питер», 2000 стр. 314-323

[12] Изард К. Психология эмоций. – СПб. «Питер», 1999 стр. 201

[13] Хрестоматия по социальной психологии. – М., Международная педагогическая академия, 1995 стр. 379

[14] Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль СПб. «Питер» стр. 403-408

[15] Там же, стр. 418-420

[16] Бандура А. Подростковая агрессия стр. 191-199

[17] Келер Х. Загадка страха. М.: Москва, 2003 стр. 317-319

[18] Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль СПб. «Питер» стр. 427-430

[19] Майерс Д. Социальная психология. – СПб. «Питер», 1997 стр. 340-342

[20] Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб. «Питер», 2000 стр. 564-570

[21] Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. СПб “Академический проект” 2000 стр. 97

[22] Голдберг Э. Управляющий мозг. М.: Смысл, 2003 стр. 300-301

[23] Психология агрессивного поведения. – «Феникс», 1998 стр. 115-116

[24] Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. С.80-84.

[25] Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. М., 2000. – 384 с.

Рекомендуем посетить:

Личностное самоопределение в ранней юности
В молодости все силы души направлены на будущее, и будущее это принимает такие разнообразные, живые и обворожительные формы под влиянием надежды, основанной не на опытности прошедшего, а на воображаемой возможности счастия, что одни понят ...

Психологические и социальные основы современного брака
Конец двадцатого века был ознаменован кризисом типичной патриархальной семьи, для которой было характерна жесткая иерархия, безусловное подчинение мужчине, тесная межпоколенная связь. Одно из событий, радикально повлиявшее на изменение к ...

Общие проблемы малой группы в социальной психологии
Интерес к исследованию малых групп в социальной психологии возник с началом обсуждения проблемы взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопроса о взаимоотношении личности и среды ее формирования. С первых дней своей жизни чело ...