Организация исследования

Страница 2

Шкала 5. «Маленький неудачник». Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

2) Для изучения отношений с точки зрения ребёнка использовалась методика, предназначенная для определения восприятия семейных отношений и межличностных отношений - методика «Рисунок семьи».

О развёрнутой системе анализа и интерпретации рисунка семьи, можно говорить с работы Вульфа, который предавал влиянию семьи на развитие личности в дошкольном возрасте исключительное значение и разработал методика для разработки внутрисемейных отношений. По рисунку Вульф анализирует:

А) последовательность рисования членов семьи, их пространственное расположение, пропускание в рисунке членов семьи;

Б) различия между графическими презентациями в формах, пропорциях.

Последовательность в рисовании может указывать на значимость роли рисуемых людей в семье – ребёнок рисует от более значимого к менее.

Вульф проводит аналогию между пространственным расположением членов семьи в рисунке и их расположение в игровой ситуации.

Пропуск членов семьи – редкий случай. Часто это выражает стремление эмоционально уменьшить неприемлимого члена семьи, избавиться от него. Говоря об особенностях фигур, автор особо выделяет их размеры. Если реальное соотношение вещей не соответствует соотношению размеров на рисунке, то это указывает, что размеры детерминированы психическими факторами, а не реальностью. Рисование других членов семьи большими, Вульф связывает с восприятием ребёнком их доминантности, рисованием большим себя с чувством значимости в семье.

При анализе особенностей презентаций членов семьи следует обращать внимание и на рисование отдельных частей тела, которые связаны с определёнными сферами активности, являются средствами общения, контроля, передвижения и т.д. Особенности их презентации могут указывать на определённое, с ними связанное чувственное содержание.

Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании, что в результате отражается в большем количестве деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов.

И, наоборот, иногда пропуск в рисунке существенных частей тела (головы, рук, ног), может указывать наряду с негативным отношением к нему также на агрессивные побуждения относительно этого человека.

О восприятии других членов семьи и «я – образе» рисующего ребёнка можно судить на основе сравнения величины фигур, о том, как ребёнок рисует отдельные части тела и фигуру в целом.

Голова – центр локализации «я» интеллектуальной и перцептивной деятельности; лицо самая важная часть тела в процессе общения. Дети 3 лет в рисунке обязательно рисуют голову, некоторые части тела. Если дети старше пятилетнего возраста (нормального интеллекта) в рисунке пропускают части лица (глаза, рот), это может указывать на серьёзные нарушения в сфере общения, отгороженность. Если при рисовании других членов семьи пропускают голову, черты лица или штрихуют всё лицо, то это часто связано с конфликтными отношениями с данным лицом, враждебным отношением к нему.

Выражение лиц нарисованных людей может быть индикатором чувств ребёнка к ним. Однако, дети склонны рисовать улыбающихся людей, это своеобразный «штамп» в их рисунках, но это вовсе не означает, что дети так воспринимают окружающих. Для интерпретации рисунка семьи выражения лиц значимы только в тех случаях, когда они отличаются друг от друга.

В рисунках мальчиков этот момент может быть связан с озабоченностью своей физической красотой, стремлением компенсировать свои физические недостатки, формированием стереотипов женского поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Основные научные достижения Ж. Пиаже
Ж.Пиаже окончил Невшательский университет (1915). С 1921 г. профессор Института Ж.-Ж.Руссо в Женеве, Невшательского (1923-29) и Лозанского (1937-54) университетов. Директор Института Ж.-Ж.Руссо (с 1929), Психологической лаборатории в Жене ...

Становление социальных стереотипов поведения молодежи
Исследование любой категории молодежи, любого аспекта ее жизни и деятельности предполагает прежде всего конкретизацию самого понятия «молодежь», отдельных, изучаемых групп принятие концепций ее самоопределения, социальной ситуации, в кото ...

Структура комплексной сказкотерапии.
Комплексная сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности; развития творческих способностей, адаптивных навыков; совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром. В структуру к ...