Мыслительная деятельность человека всегда была тайной за семью печатями. Еще со времен Аристотеля ученые мужи пытались раскрыть особенности процесса мышления, определить его истоки и резервы.
Каждая историческая эпоха подарила нам своих гениев, глубина мысли которых до сих пор поражает наших современников. Так многие открытия, свершения и находки древнего мира и еще и сегодня удивляют многих великих ученых. Какими путями наши предки дошли до таких открытий, что помогло им создать такие великие ценности, дискуссии над которыми не утихают и в наш век научно-технического прогресса?
Достижения современной науки покоряют все новые и новые горизонты, каждый день человек познает новые, ранее не доступные ему вещи, теперь становящиеся для него истинами. Что позволяет человеческой мысли быть такое безграничной и безмерной?
Я думаю, что ответ на все эти вопросы прост. Всё это возможно лишь в одном случае – умелой организации и руководстве своей мыслительной деятельности, умения настроить свой мозг на работу в нужном русле, в необходимом направлении.
Руководство деятельностью, с греческого, означает стратегия. То есть знание и грамотное применение основных стратегий человеческого мышления приводит нас к желаемым результатам, порою просто удивляющих нас своей новизной и необычностью.
В данной работе мы рассмотрим сущность понятия стратегии мышления. Раскроем их основные виды, особенности и недостатки. Определим значение умения мыслить стратегически в жизни современного человека, а так же попробуем узнать секреты великих стратегов и понять суть эффективного использования стратегий человеческого мышления в нашей жизни.
Для более глубокого понимания рассматриваемой темы дадим определение основным понятиям.
Прежде всего, необходимо отметить, что традиционно определение мышления фиксирует два признака: обобщенность и опосредованность. По этим признакам мышление обычно отделяют от восприятия. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственного данного и расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны [6, с. 125]. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.
Более конкретное определение понятия мышление мы находим в «Кратком психологическом словаре» А.В. Петровского. Здесь мы находим ответ на наш вопрос: что такое мышление?
Итак, мышление – это «процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности» [4, с. 212]. Различают следующие виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Выделяют также мышление теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания), продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное.
Мышление является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру которого входит понимание себя как субъекта мышления, дифференциация «своих» и «чужих» мыслей, осознание еще не решенной проблемы как именно своей, осознание своего отношения к проблеме [5, с. 306].
Рекомендуем посетить:
Особенности самооценки у подростков
Развитие самосознания и его важнейшей стороны – самооценки – это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфических переживаний, на которые обращали внимание буквально все психологи, занимавшиеся этим во ...
Социализация
Говоря о социально-психологической адаптированности, нельзя не затронуть такие понятия, как «социализация» и «индивидуализация».
Социализация определяется по трем критериям. Первый критерий связан со способностью человека реагировать на ...
Психологические особенности подросткового возраста
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня ...